М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 221-й выпуск программы «Рунетология», запись от 25 февраля 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник находится в Париже.
Странно было бы не заметить, как развиваются мобильные технологии и мобильный веб в последние годы, особенно для нас, но мы и заметили. Тема мобайла в Рунетологии вместе с гостями поднимается почти в каждом выпуске. Однако основательно поговорить с авторами популярных приложений, да еще и с увлеченными евангелистами этого направления, удается нечасто. Сегодня как раз такой случай.
В гостях у Рунетологии основатель и руководитель компании Empatika Байрам Аннаков. Приветствую, Байрам!
Б.АННАКОВ: Привет.
М.СПИРИДОНОВ: В специальном выпуске Рунетологии под названием «Теория и практика управления интернет-проектами», который вышел 3 с половиной года назад, мы говорили с неким интернет-предпринимателем, чей основной бизнес тогда был сосредоточен вокруг консалтинга и управления проектами. Невероятное совпадение, но это был ты.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: С тех пор, как я понимаю, многое изменилось.
Б.АННАКОВ: Да, именно так. Мы сосредоточились на мобильной разработке, причем мы готовим свои продукты на глобальный рынок. Еще тогда мы готовили один из своих продуктов на рынок, но, может, я об этом особо не говорил. Как выпустили продукт, так и перефокусировались.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня твой бизнес заключается в другом. Назови, сколько у тебя приложений, озвучь их названия и какие-то важные показатели.
Б.АННАКОВ: Сейчас всего у нас около 10 приложений. Основные приложения – App in the Air и In Flow. Одно приложение для часто путешествующих и часто летающих на самолете людей, а другое – для людей, которые любят копаться в себе и хотят быть более осознанными.
М.СПИРИДОНОВ: Это то, что ты представлял на TEDx года полтора назад? Помнится, тогда мы с тобой виделись.
Б.АННАКОВ: Да, совершенно верно. Сейчас у нас совокупно больше полумиллиона скачиваний. Если App in the Air – это успешное приложение, лучшее приложение октября прошлого года в AppStore в 43 странах мира, и сейчас оно Free App в 13 странах мира, то у In Flow еще большая дорога вперед. Я думаю, что мы ее преодолеем.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что любители покопаться в себе, интроверты – люди обеспеченные и готовые тебе заплатить?
Б.АННАКОВ: Я знаю конкретные цифры. Сами посудите, 1 час у психотерапевта стоит 150 долларов в Штатах, и раз в неделю люди его посещают, а это примерно 7500 долларов в год. Мы делаем анализы для этих психотерапевтов. Люди приходят на сессии с данными, которые они вводят, психотерапевт понимает, как себя чувствовал пациент, и они обсуждают прошедшую неделю. Если 4% от 7500 долларов хотя бы 2% населения США и Великобритании захотят отдать мне за приложение, у меня получится очень неплохой бизнес. В этом направлении мы и двигаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Палитра сегодняшнего разговора задана. Думаю, что для эпиграфа достаточно. Сейчас краткий рассказ о госте, и мы продолжим.
ДосьеБайрам Аннаков родился 12 мая 1983 года в Ашхабаде (Туркменистан). В 2006 году окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Инженерный бизнес и менеджмент» и МГУ им. Ломоносова по специальности «Общий и стратегический менеджмент». В 2002-2003 годах работал сервис-инженером 1С в компании «Масан бизнес-консалтинг». В 2003-2008 годах работал в компании VDI, где прошел путь от разработчика до руководителя проектов. В 2009 году основал компанию Empatika. Преподает в МГУ, МГТУ, Высшей школе экономики, проводит семинары и лекции для IT-компаний. Является президентом Российского общества системной динамики. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: А что это за системная динамика?
Б.АННАКОВ: Это методология для изучения того, как системы ведут себя во времени. Моделируя эти системы, ты понимаешь, какие непредвиденные ситуации могут с ними возникать. Например, мы делали проект для одного федерального агентства. Вроде бы такая благородная цель, как обновить наш российский рыболовный флот, может оказаться тем, что из-за этого большое количество населения, которое живет в местах, где развита рыбная ловля, которое живет на деньги от ремонта старых судов, останется без работы. В итоге, вы получите такие непредвиденные последствия, что мало не покажется.
М.СПИРИДОНОВ: Системная динамика – это прогнозирование изменений в настоящем будущего?
Б.АННАКОВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Не будем вдаваться в детали, хотя отчасти не уйдем от этой темы далеко. Что меня удивляет в тебе, как в человеке? Скажу откровенно об этом. Мы с тобой не раз общались лично и на разных программах. Меня удивляет то, что у тебя мышление упертого ученого, почти как в фильмах, ботаника в очках, забывающего о том, что нужно поесть и помыться, но при этом ты очень практичный предприниматель. Чувствуешь ли ты в себе эти две составляющие? Дифференцируешь ли их как-то? Как они между собой взаимодействуют?
Б.АННАКОВ: Одна из идей Empatika – чтобы стать мостом между наукой и бизнесом. Идея заключается в том, что наука должна быть практичной. Когда-то давным-давно в Греции она и была практичной, но потом ее стали уводить в такую плоскость, что наукой могут заниматься только высшие из высших, и она улетела в космос. На самом деле, она всегда была практичной. Моя задача именно такая. Я стараюсь, чтобы они друг друга взаимоусиливали.
М.СПИРИДОНОВ: За те 4 года, что мы с тобой не общались в Рунетологии, у тебя развилась история с мобильной разработкой. Можешь в двух словах описать вехи, чтобы мы пришли к сегодняшнему дню и о нем говорили?
Б.АННАКОВ: Да. Началось всё достаточно смешно. Сидя в одном из секретных баров Москвы, я предложил владельцу этого бара написать приложение. Он подумал, что я не трезв, поэтому мы встретились на следующее утро. Мы подтвердили все договоренности, и через 3 месяца мы написали для него приложение. Так началась мобильная разработка в Empatika.
М.СПИРИДОНОВ: Что тебя подвигло предложить это? Почему ты не предложил ему построить второй Яндекс?
Б.АННАКОВ: Он мне показывал приложение бренда «Абсолют» и спрашивал, насколько, по моему мнению, сложно сделать такое же приложение для его бара. Поскольку я до этого был программистом, программировал под Mac и был фанатом iPhone, я прикинул, что это несложно, поэтому и предложил. Так всё это и началось. Потом мы разрабатывали свой продукт. Мы решили под заказ не разрабатывать по ряду причин. Мы сделали свой продукт, это был геолокационный чат Сквик. Мы начали его делать в 2010 году, а в 2011 году мы разработали его и выпустили. Так случилось, что мы попали в самый тренд геолокационных чатов. Тогда появляется Beluga в Штатах, который покупает Фейсбук, появляется GroupMe, который покупает Скайп. Мы поняли, что, сидя в России, мы можем делать продукты на мировой рынок. Мы заметили, что в геолокационном чате основная наша аудитория – это люди, которые ожидают в аэропорте своего рейса, и им нечего делать, поэтому они общаются в чате с теми, кто тоже сидит и ничего не делает.
М.СПИРИДОНОВ: Этот чат был некоммерческим продуктом? Он был скорее тестовой площадкой?
Б.АННАКОВ: Он был нашим дитем. Даже если посмотреть на дизайн того времени, то сейчас, смотря издалека, можно сказать, что он был немного детским. Это была попытка сделать что-то кардинально перпендикулярное тому, что происходило. Так и вышло, но была одна проблема, которая заключалась в том, что количество смартфонов в то время в России было ничтожно мало. Тема с геолокацией была провальной темой для России, но она была очень адекватной для мира, в частности для ТОП-5 стран, то есть для США, Великобритании, Японии, Южной Кореи и Китая. Соответственно, мы решили позиционироваться на глобальный рынок и развить тему вокруг людей, которые часто летают, и дать им продукт, который, с одной стороны, давал бы им возможность социализации с другими путешественниками, а с другой стороны, выполнял бы полезную функцию, то есть помогал им в процессе полета. Так и появился App in the Air.
М.СПИРИДОНОВ: При этом надо сказать, что нейминг, как ты выразился, 80-ого уровня. Название прекрасное, эта игра слов сопоставима только с другой прекрасной игрой слов «WhatsApp» в вашей мобильной среде. Получается, я делаю тебе одни комплименты, надо уже более скептически настраиваться. Вернемся назад. Хочется, чтобы у наших слушателей родилась четкая и ясная картинка, и не возникало каких-то провисов в вакууме, из-за чего вдруг команда начала заниматься чем-то новым, пробовала одно, другое, третье. Empatika до этого была уже какой-то работающей структурой. Сколько у вас было человек?
Б.АННАКОВ: Тогда у нас было около 8 человек.
М.СПИРИДОНОВ: При этом, как я понимаю, для тебя очень важно, чтобы это были единомышленники, это была спаянная команда.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На что вы жили, пока конструировали все свои эксперименты?
Б.АННАКОВ: На консалтинг и обучение. Мы помогали создавать отделы продаж, проведение стратегических сессий, планирование того, как будет развиваться отрасль на 10-15 лет вперед. Этими деньгами мы датировали создание продукта, который в итоге появился. Так мы и зарабатывали.
М.СПИРИДОНОВ: App in the Air был первым вашим приложением на глобальном рынке? Какова была его судьба? Как скоро стало понятно, что продукт вроде как вырисовывается? Сразу ли у вас возникла драманатизация, которая возникла сейчас?
Б.АННАКОВ: Могу предостеречь слушателей. Все представляют себе, особенно когда долго делают мобильное приложение, что будет релиз, и приложение обогатит всех, что все сразу станут миллионерами и так далее.
Это истории, которые пиарятся в интернете
М.СПИРИДОНОВ: Приложение появляется в AppStore, и тут же случается взрыв, который сопровождается тем, что приложение набирает бешеное количество установок, отзывов, оценок и кэша, который поступает на счета компании. В общем, жизнь удалась.
Б.АННАКОВ: Да, и это самое большое заблуждение.
М.СПИРИДОНОВ: Я позволю себе вспомнить очень забавный рассказ на этот счет Аркадия Акулова (Фотошкола.нет, он недавно был у нас в программе). Он рассказывал о том, что когда они вышли на западный рынок со своей вариацией Фотошколы, они устроили банкет в офисе и поставили рынду, которую они будут бить каждый раз, когда будет происходить покупка. В итоге, банкет шел, а рында молчала, потому что никто ничего не покупал, не смотря на то, что проводились определенные маркетинговые действия, и люди были совсем не неопытными. Однако каждый раз новый продукт даже для предпринимателя с большим запасом опыта за плечами – это, как правило, новый путь с нового нуля.
Б.АННАКОВ: Да, совершенно верно. Это трудовая мозоль, которая потом помогает жить, но вначале вызывает самое большое разочарование у большинства команд. Обычно это заканчивается тем, что из команды уходят несколько сотрудников в первые 2-3 месяца после релиза, потому что сильно не сошлись ожидания с реальностью, и им не хватило терпения продолжить биться и трудиться. Приложение состоялось только через 9 месяцев после релиза.
М.СПИРИДОНОВ: Это органически объяснимая цифра.
Б.АННАКОВ: Да. Запустились мы в июне, и где-то в марте-апреле следующего года мы получили более-менее значимые цифры. Мы очень хорошо стали понимать, что приложение начинает прилипать. Им пользуются, в него возвращаются. У нас росло количество полетов, которые трекуют. Мы тогда поехали на семинар от Apple и увидели приложение с совершенно другой точки зрения. У нас появилось четкое видение того, куда его развивать и как сделать его лучше, как сделать так, чтобы оно имело шансы быть featured, как потом и случилось.
М.СПИРИДОНОВ: Представленным в национальных AppStore.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Чем вы отличаетесь от подобных приложений? Учитывая то, что у вас для Андроида нет версии, я ей не пользовался. Я до этого времени пользовался Flight время от времени, не всегда оно мне было нужно.
Б.АННАКОВ: Версия для Андроида появилась недели 3 назад.
М.СПИРИДОНОВ: Вот оно что. Я его скачаю. Чем вы лучше? По-моему, он лидер сейчас.
Б.АННАКОВ: В AppStore лидер – TripIt, и я сейчас скажу, как мы его нагоняем. Основная разница – это социальная часть, то есть возможность обмениваться советами по аэропортам, например, если ты сидишь во франкфуртском аэропорте, то можно сесть в определенном месте и поймать бесплатный вай-фай, можно посоветовать, как добраться от аэропорта в город. Обмен советами и возможность чатиться с людьми, которые тоже часто летают, и с которыми вы пересекаетесь по пути – это та социальная часть, которая нас отличает и которую мы хотим активно развивать, потому что люди, которые часто летают, очень социально активны. Можно посмотреть на форумы, заточенные под это. Мы хотим дать им удобный инструмент для общения.
М.СПИРИДОНОВ: Пока ты говорил, я поставил на свой Андроид твое приложение. Я обязательно посмотрю его после нашего разговора.
Б.АННАКОВ: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Очень технично выглядит твой ход мыслей. Обращу внимание наших слушателей, особенно тех, кто является предпринимателем, особенно начинающим, на то, что вы просмотрели среду мобайла, попробовали клиентскую разработку, но быстро из нее ушли, потому что, как известно, это довольно специфический, сложный и плохо масштабируемый бизнес. Дальше вы попробовали двигаться в Россию, потом поняли, что Россия – маленький рынок, особенно в том направлении, в котором вы копали. Потом вы пошли в другие страны, посмотрели на мир широко открытыми глазами и обратили внимание на глобальный рынок и дальше выбрали страны исходя из активности в предыдущем приложении и соображений о платежеспособности аудитории. Так вы выбрали в качестве потребителя много летающего пассажира. Надо сказать, это очень платежеспособный человек.
Б.АННАКОВ: Да. Самое главное, что его модель поведения меняется в нужную нам сторону. Он всё за меньшее время до вылета бронирует отель и автомобиль, это обычно человек со средним или выше среднего достатком, работающий в рекламе и финансах. Он обычно останавливается в 4,5-звездочных отелях. Когда кто-то мне говорит: «Да ладно, всего 460 тысяч инсталлов – это же ничего на уровне AppStore», я говорю, что мой средний потребитель делает 15-25 полетов в год, и тогда вы можете для себя понять, какого уровня достатка этот человек, и сколько он стоит на рынке. Получить эту аудиторию – задача, которую мы хотим решить.
М.СПИРИДОНОВ: Уже несколько сотен тысяч человек скачали приложение, n-ое количество его используют. Не будем сейчас углубляться в цифры и нюансы. Каким образом сейчас монетизируется приложение? Как оно может монетизироваться в перспективе? Какие есть планы?
Б.АННАКОВ: Вы можете открывать телефон, если у вас есть интернет, и постоянно смотреть адекватный статус по вашему полету. Если вдруг вы хотите, чтобы приложение само вас уведомляло, плюс уведомляло не только push-нотификациями, которые доступны по интернету, но и смс-ками, уведомляло вашего водителя или ваших друзей, семью, то для этого вы должны купить специальный пакет нотификаций. Не смотря на то, что у нас достаточно хорошие конверсии, это не будет основным бизнесом. Основной бизнес заключается в том, что мы собираем маркетинговую информацию о перелетах людей и можем таргетировать их спецпредложениями от провайдеров отелей, такси, аренды машин и других услуг. Мы можем их очень хорошо таргетировать и, тем самым, зарабатывать на комиссии от этих услуг. Это и станет основным источником трафика после того, как мы сменим фокус с роста аудитории на ее монетизацию.
М.СПИРИДОНОВ: В каком временном периоде этот фокус сменится?
Б.АННАКОВ: Мы планируем до конца этого полугодия закончить основные задачи по немонетарному росту аудиторию, то есть будет выход на новые платформы, языки и страны, и во втором полугодии мы планируем переключиться на deals. Для этого мы прежде выходим на планшеты, потому что возможности продажи на планшете гораздо шире, чем на смартфоне.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что App in the Air для вас сейчас является флагманом, и остальные приложения только постольку-поскольку находятся в зоне вашего внимания?
Б.АННАКОВ: До недавних пор именно так и было, но сейчас мы делаем интересный проект в России, который имеет достаточно высокие шансы перпендикулярного движения.
М.СПИРИДОНОВ: А как же второе приложение для платежеспособных меланхоликов?
Б.АННАКОВ: Там есть задачи, которые мы пока до конца не решили. Нам надо сделать так, чтобы как можно больше таких людей оставалось в приложении спустя неделю. Есть определенный период, после которого очень важно, чтобы люди продолжали пользоваться продуктом. Пока у нас есть дырки, и мы сейчас всей командой работаем над тем, чтобы их убрать. Там еще много работы.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что здесь будет уместно дать короткую справку об Empatika, и после этого мы с тобой вернемся к разговору.
Справка о компанииКомпания Empatika основана в 2009 году. Разработчик одного из самых популярных мобильных приложений в App Store – App in the Air. Общее число скачиваний – около полумиллиона. Победители международного хакатона PayPal Battle Hack в 2013году. Помимо разработки приложений занимаются управленческим консультированием и обучением, проводят стратегические сессии для ведущих российских компаний (Ренессанс Страхование, Газпром), обучили тысячи людей через свои тренинги и открытые семинары Empatika Open.
Б.АННАКОВ: Сейчас у нас 460 тысяч скачиваний.
М.СПИРИДОНОВ: Я никогда не знаю, каким образом пойдет разговор в Рунетологии, всякий раз это для меня сюрприз. В этот раз получается, что мы с тобой занялись тем, что у Пушкина называется «алгеброй гармонию поверить». Мы разбираем анатомию твоей компании и твоего бизнеса. Давай докрутим этот момент, чтобы в нашем анатомическом театре картинка была зримой, полной и познавательной для тех, кому это интересно. Флагман – это App in the Air. Есть еще и другие приложения.
Б.АННАКОВ: Да, In Flow.
М.СПИРИДОНОВ: Оно во втором приоритете, но пока еще находится в процессе прокачки, и акцент внимания невелик относительно первого.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какой процент команды или времени уделяется второму приложению?
Б.АННАКОВ: Это выделенные команды.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сколько человек в команде App in the Air и In Flow?
Б.АННАКОВ: По 6 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Другие приложения, которые вы разрабатываете, в меньшей степени достойны упоминания?
Б.АННАКОВ: Это скорее не приложения. Мы в компании регулярно устраиваем дни, когда мы за день должны сделать какой-то продукт. Один раз мы его решили продлить на неделю, и в результате этого появляются продукты, которые нам интересны. Мы их создаем, выбрасываем в Сторы, и они живут своей жизнью. Когда у нас появятся ресурсы для нового проекта, мы посмотрим цифры по всем существующим продуктам, найдем наилучший и начнем его развивать. Можно сказать, что это стратегические разработки, которые сейчас не играют большой роли, но которые станут основой для новых продуктов через некоторое время.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это упаковано в одно юридическое лицо? Это одна компания?
Б.АННАКОВ: Если быть совсем точным, то международные проекты – это юридически другая компания, которая находится за пределами России.
М.СПИРИДОНОВ: Дай угадаю! На Кипре?
Б.АННАКОВ: Нет, мы в эти игры не играем. Это Гонконг, английское право. Если говорить про американцев, то они вообще не готовы рассматривать ничего за пределами Делаверы и Калифорнии. В целом, такая структура помогает более гибко чувствовать себя с внешними инвесторами.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Ваша материнская компания находится в Гонконге, а 100%-ая дочка – в России, или они вообще разделены?
Б.АННАКОВ: Разделены, потому что есть выделенная компания, которая владеет App in the Air и In Flow. Она вообще никак не связана с Россией.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно понимаю, именно в нее и были получены инвестиции, в частности от Игоря Мацанюка.
Б.АННАКОВ: Да, от фонда IMI.VC.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, там были цифра в 300 тысяч. Какие-то деньги потом еще заводились?
Б.АННАКОВ: Да, эта цифра немного больше. Сейчас совокупно около полумиллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Этих денег хватает для того чтобы развиваться?
Б.АННАКОВ: Пока вполне. Я думаю, что в ближайшее время мы привлечем следующий раунд, потому что у меня появилось очень четкое видение, как сделать TripIt на глобальном рынке, и очень хочется поступательно реализовать это видение. Сейчас мы им уступаем в 4-5 раз, это очень хорошая уступка, и я смогу ее достаточно быстро преодолеть. Если посмотреть на все апдейты TripIt за последний год, то можно увидеть, что проект особо не развивается. Много пользователей, пользующихся Трипитом, в том числе и платными услугами, переходит в App in the Air и имеют гораздо более высокую конверсию в подписчиков, чем в самом Трипите. Мы видим, что мы их можем обойти и работаем сейчас над этим.
М.СПИРИДОНОВ: У меня родилось сравнение. Если посмотреть на Трипит за последний год, то можно увидеть разверзающуюся пропасть онлайн-тревела. Вообще в последнее время его покачивает, особенно в России. Мы сейчас не будем об этом, поскольку у нас много других интересных тем. Давай совсем коротко вернемся к ретро – 67-ому выпуску Рунетологии, в котором ты говорил: «Основная проблема – найти людей со схожими ценностями». Это один из тезисов, который мы вынесли в эту программу для того чтобы узнать, что ты думаешь сейчас. Также тобой были сказаны следующие фразы. Каждый солдат должен знать свой маневр (из Суворова). Не бросайте людей одних в офисе. Эти три тезиса всё еще актуальны? Можешь их как-то прокомментировать? Можешь ли еще что-то добавить?
Б.АННАКОВ: Я поддерживаю эти тезисы.
М.СПИРИДОНОВ: Ты можешь сказать, что ты согласен с господином Аннаковым, который был 3,5 года назад?
Б.АННАКОВ: Да, солидарен. Я бы добавил еще один, который господин Аннаков 3,5 года назад еще не знал. Люди показывают свое истинное лицо в двух ситуациях – когда обопьются и когда в компании кризис. Мне кажется, это то, что я узнал за эти 3,5 года. Я бы очень порекомендовал эти слова многим руководителям. Конечно, не стоит напивать своих сотрудников, но стоит понимать, что истинное лицо может быть другим.
М.СПИРИДОНОВ: Ты прошел через кризис, судя по тому, что ты говоришь. Я не знаю подробностей. Что еще можно вынести из кризиса?
Б.АННАКОВ: Это может быть не совсем про людей, больше про менеджмент и культуру работы, но сколько я общаюсь с российскими компаниями, я постоянно удивляюсь уровню продуктовой аналитики в компаниях. Зачастую фаундеры, CEO компании абсолютно не знают базовых воронок своего бизнеса и очень часто управляют им вслепую. Когда ты начинаешь копать, почему они так делают, чаще всего ты начинаешь понимать, что люди не хотят копаться в своей аналитике, потому что боятся увидеть там то, что реально чувствуют и о чем им подсказывает интуиция. Это как бояться идти к врачу, потому что ты знаешь, что у тебя точно что-то не так, и тебе потом придется это принять и исправлять. Иногда наши руководители предпочитают незнание знанию. Это меня очень удивляет, но это происходит сплошь и рядом. Из-за этого сливаются огромные бюджеты, и компании бегут галопом по Европам, что накрываются под собственным бизнесом, повышенными расходами и собственным ростом.
М.СПИРИДОНОВ: Ты далеко не первый высказываешь эту мысль. За последние несколько месяцев в приватных разговорах или в программах я обсуждал это с очень разными людьми, и я для себя сделал окончательный и безусловный вывод. Может быть, он должен прозвучать явными словами. Подавляющее большинство компаний и фирм, даже в области, казалось бы, очень близкой к аналитике – в онлайне, интернете и офлайне, категорически не смотрят на цифры, категорически не анализируют происходящее на уровне более-менее внятной аналитики и живут с выключенным мозгом, то есть живут по инерции и интуиции. Во многом, это лень, как мне кажется. Дело даже не в том, что они чего-то боятся, это просто лень.
Б.АННАКОВ: Возможно. Лень – это как раз часть культуры. Давайте будем честны, не все руководители умеют из выгруженного списка транзакций составить анализ, используя базовые вещи в Экселе, например, сводную таблицу. Как тогда они могут анализировать свой бизнес и понимать, что происходит?
М.СПИРИДОНОВ: От лица руководителей, которые не владеют Экселем, скажу, что для этого должны быть специальные сотрудники, которые владеют им и способны при твоем активном участии и конкретных установках высчитывать, порождать таблицы и графики. Я тоже тону в цифрах, я гуманитарий по закваске, воспитанию и образованию, но я четко понимаю, что это необходимо, поэтому заставил компании, Нетологию в частности, переползти на язык цифр в том, что касается фундамента бизнеса.
Б.АННАКОВ: Да. Я говорю скорее про умение правильно ставить вопросы и понимание, что эту информацию возможно получить. Я как-то общался с одним очень опытным бизнесменом из тревела, и он сказал: «Байрам, так как я часто смотрю на цифры, у меня сформировалась интуиция, типа, если до 12 часов утра в кассе столько-то денег, значит, кто-то демпингует на рынке». Такой уровень интуиции рождается именно из того, что ты работаешь с цифрами. Я сейчас знаю, что если до 3 часов дня у нас столько-то покупок, то за день совокупно мы получим такую-то выручку, и я могу ее прогнозировать с точностью до 5%. Не смотря на цифры, невозможно развивать эту интуицию. Если кто-то думает, что интуиция – это вещь врожденная, я хочу поменять это мнение, потому что интуиция – это, по сути, совокупный опыт, трансформировавшийся в какой-то набор внутренних знаний, и этот совокупный опыт надо развивать и подкреплять, начиная с цифр и заканчивая реальными делами.
М.СПИРИДОНОВ: Я предлагаю обсудить еще одну тему. Мы поговорили про мобайл и внутреннее устройство Empatika и сделали определенные выводы. Есть еще одно направление, которое мне видится интересным, в котором ты также активно присутствуешь, и это образовательная составляющая. Я руковожу компанией, которая занимается образованием. Ты сейчас сотрудничаешь с Digital October, давно ведешь различные лекции и семинары. Каково сегодня положение вещей в образовании, в частности, в образовании вокруг интернета, мобайла и так далее?
Б.АННАКОВ: Мне нравится, что инициативы типа Digital October пытаются восполнить пробел. Поскольку я учился в двух вузах, я представляю, как обстоят дела в образовании. Оно никакое.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду высшее образование?
Б.АННАКОВ: Да, высшее образование. Я бы не сказал, что это проблема России, весь мир об этом говорит. Просто текущая система образования не успевает за скоростью развития мира, соответственно, она должна стать более адаптивной и гибкой. У нас в России сейчас поколение культуры product-менеджеров, которые ориентированы на жесткий подход, иногда больше ученого, нежели визионера. Мне кажется, эти вещи взаимоусиливающие.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь про людей, которые учат, или людей, которые обучаются или готовы учиться?
Б.АННАКОВ: Новые форматы взаимодействия подразумевают, что учитель учится у учеников, и они у него. Самое главное, что учителям интереснее преподавать в такой среде, где люди их могут чему-то научить или обогатить с точки зрения опыта и взгляда.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что образование сейчас проходит тотальную перестройку в силу того, что у преподавателей теряется возможность профанировать преподавание. Если раньше было возможно заучить зубрилки дурачку, заучить 3-5 учебников и преподавать историю, географию или квантовую физику, то сейчас это не так. Наступает время честного образования, когда хороший, жаждущий знаний студент понимает, что научить не могут, а можно научиться. Он пытается получить знания и навыки, он пытается пристраиваться к своему преподавателю, как к ментору, то есть не только как к источнику знаний, но и как к источнику выводов из этих знаний, источнику практического опыта. В этой схеме очень сложно приходится преподавателям старой закваски, которые привыкли просто изо дня в день твердить одно и то же, читать одни и те же лекции. Тем более, сама парадигма лекций меняется. Есть популярная теория «Flipped classroom», когда лекции получаются в виде консервированных видео-лекций и просматриваются дома, а на занятиях с преподавателем отрабатывается какая-то практическая составляющая, и тут дурачку будет сложно.
Б.АННАКОВ: Да. Я хочу вспомнить комментарии, которые мне как-то сказали. Кому-то из профессоров я как-то пожаловался, почему он выходит и зачитывает лекцию, и вообще почему появилось понятие лекции, где просто зачитывается конспект. У него был интересный ответ, он сказал: «Байрам, в Советском Союзе была проблема напечатать книги. Зачем делались начитывания лекций? Это была попытка обойти проблему напечатать свой учебник». Я не знаю, насколько это является правдой, я не настолько силен в истории, но я могу сделать вывод, что та система, которая была раньше, была адекватной, она выросла благодаря набору законов, которые тогда были. Сейчас эти законы сильно изменились, начиная от того, что преподаватели могут подправить информацию из Википедии, заканчивая тем, что можно, не выходя из дома, смотреть Стэнфордские курсы и хорошо себя чувствовать. Меняются законы, поэтому предыдущая система начинает буксовать и становиться неадекватной, и рождаются новые системы. Нужно учитывать обстоятельства, при которых возникает и умирает система, и тогда будет более понятно, куда они будут двигаться и как они будут развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Байрам, как президент Российского общества системной динамики, адепт этого общества, скажи, как будет развиваться образовательная среда в динамике. Неважно, онлайн это или офлайн. Скажи, что будет происходить, с твоей точки зрения.
Б.АННАКОВ: Образование будет более отрывочным и прикладным, в чем я вижу большую опасность. Даже сейчас существенная часть наших сотрудников – это студенты, и они пренебрегают какими-то фундаментальными вещами, и ты потом понимаешь, что этого им очень не хватает. Они предпочитают получать обрывочные знания.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, происходящее иллюстрируется словами еще одного классика. Козьма Прутков сказал: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».
Б.АННАКОВ: Да. Нас слушают программисты, и пусть они честно ответят себе на вопрос, как они пишут новый код, и они на 100% ответят, что набирают в Гугле, как сортировать массив на английском, получают Stack Code Review, заходят на него, смотрят популярный ответ, копируют весь код и вставляют в свой проект. Этот обрывочный способ написания продуктов потом заканчивается серьезными системными проблемами, когда люди иногда не понимают, что они написали, потому что они этот код не читали, особенно если он больше 5 строк, и они не могут вносить в него изменения. Это иногда заканчивается большими проблемами. Сейчас я на буквальном уровне заставляю людей выходить за пределы своей зоны комфорта. Например, серверный разработчик очень спокойно программирует на клиенте. Наш Серега может на любом языке написать код. Клиентского разработчика мы специально обучаем серверу, чтобы он не ждал серверного разработчика, чтобы разобраться, как что-то работает. Мой тезис заключается в том, что знания будут более обрывочными, более прикладными. Люди будут очень хорошо решать определенные задачи, но если фундаментальными знаниями будут из-за этого пренебрегать, то мы получим системы в виде заплаток, которые являются не системами, а нагромождением кусков кода, которые валятся при первом же изменении в продукте.
М.СПИРИДОНОВ: В предельном варианте мы получим специалистов в программинге, например, часть из которых будет способна открывать скобки, а другая часть – закрывать их. Некоторые будут способны писать определенные функции, но это тоже будут отдельные очень узкие специалисты.
Б.АННАКОВ: Один из заказчиков в свое время сказал мне: «Байрам, есть кодеры, а есть разработчики». Кодеры умеют писать, но не вдумываются в то, что пишут, а разработчики пляшут от проблемы, и им неважно, на каком языке писать. Мне кажется, что будет всё больше кодеров и всё меньше разработчиков.
М.СПИРИДОНОВ: Мне нравится традиция Гугла, Фейсбука и прочих американских проектов называть программистов инженерами. Мне кажется, это более общее, емкое и обязывающее слово и, как следствие, имеется в виду, что человек не просто способен кодить на каком-то языке или закрывать какие-то скобки, он мыслит более глубоко, широко и фундаментально. Как человеку, который глубоко в этом процессе, мне это очень любопытно, я постоянно этим занимаюсь и на практике, и в теории. Я часто размышляю о том, что будет с образовательной средой в будущем. Куда в идеале должна двигаться образовательная система? Как должно изменяться мировое сознание в понимании образования для того чтобы не потерять того, о чем мы с тобой говорили, учитывая необходимость наличия большого количества знаний по навыку? Будь-то iOS-программирование, верстка или интернет-маркетинг, требуется всё больше знаний по навыку. Казалось бы, черт с ним, с фундаментом и пониманием того, что маркетинг выстраивается для людей, а люди – это, прежде всего, психология, ментальность, географическая составляющая и так далее. Как сделать так, чтобы фундамент сохранился в новых парадигмах образования?
Б.АННАКОВ: Когда я учился, нас учили от абстрактного к конкретному, причем иногда до конкретного мы не доходили. Путь должен быть от конкретного к абстрактному, как мне кажется. Когда нам преподавали, мы иногда в начале пути не понимали, зачем нужны эти знания. Основная идея заключается в том, что людям неинтересно изучать абстрактное, если только это не сразу приложено к конкретному. Мне кажется, нужно изменить подход к обучению, и сначала человек должен решать конкретную проблему, а потом абстрагироваться от нее и выводить из этого законы, которые применимы в большем количестве ситуаций, и самое главное, человек будет хорошо понимать ограничения этого закона. Такой путь по опыту нашего преподавания может удерживать внимание слушателя хоть как-то.
М.СПИРИДОНОВ: Он дает оправдания для этого?
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ему понятно, что это абстрактное имеет четкую связь с той предметной средой, которую он недавно изучал, и он знает, зачем это нужно. Абстракция буквально не понадобится, но она дает контекст для предметной среды и дает более широкий взгляд для тех, кто способен широко мыслить.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Раз мы зашли в онлайн-образование, коротко расскажи о том, как оно будет развиваться, с твоей точки зрения. Насколько сильно будет переваливаться в сторону онлайна образовательная среда, или нас ожидает какой-то эффективный микс онлайна и офлайна, и как он мог бы выглядеть?
Б.АННАКОВ: Я за микс. Мы как-то с тобой говорили по этому поводу. Я не очень верю в чисто онлайн-образование из-за того, что в классной комнате появляется что-то дополнительное к получению знания и его развитию, чего нет, когда ты сидишь дома. Один из пунктов – это фокус, второй – это присутствие других. Мне в этом плане очень нравится эксперимент Coursera, которая практикует офлайновые этапы, цель которых заключается в том, чтобы усилить и лучше абсорбировать знания, которые получаются в онлайне. Мы сейчас пробуем это сделать по курсу игрофикации на основе одного из курсов на Coursera. Пока о результатах говорить рано, но я чувствую, что, возможно, именно эффективная связка онлайна и офлайна будет правильным направлением. По крайней мере, мне это кажется адекватным, потому что чистый онлайн, к сожалению, не будет существовать, как мне кажется.
М.СПИРИДОНОВ: Как практик этого дела, скажу, что для образования, тяготеющего и требующего больше фундаментальных установок, желательна офлайн-составляющая. Например, Coursera делает Learning Hubs в разных городах. Это экспериментальные площадки, где обсуждаются и выполняются практические работы по курсу, который идет в онлайне. Надо понимать, что офлайн-образование добавляет к онлайну некоторые моменты, которые действительно важны и привычны для студента, но парадигма несколько меняется, и масса вещей может быть заменена онлайном. Например, с помощью виртуальных инструментов можно предоставить ощущение класса, коллектива. Практические работы в некоторых случаях также могут быть оцифрованы и выполнены эффективно. Очень важный момент – это принуждение, то есть некая палка, которая висит над человеком и заставляет его учиться. Эту функцию выполняют самодисциплина и заплаченные деньги. Как ни странно, деньги – это один из главных инструментов, поэтому хорошее образование должно быть платным. Если ты не заплатил за то, что получаешь в качестве продукта, ты ценишь это гораздо меньше. Мы это очень четко видим в наших продуктах и понимаем, что люди учатся лучше, заплатив, поскольку это для них является страшным профессором с палкой, который может по спине надавать розгами, если что. Для некоторых направлений образования, особенно с фундаментальными составляющими, важны какие-то офлайн-присадки, но постепенно они дигитализируются, хотя полностью в онлайн не уйдут никогда. Врачи точно будут учиться живьем в ближайшие пару сотен лет. Другие многие вещи оцифровываются, вопрос только в том, как правильно это сделать, как правильно разложить составляющие образования и предоставить удобные замены в онлайне, а также понять, какие моменты нельзя дать в онлайне и предоставить по ним офлайн-присадки.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Байрам, я тоже довольно много сказал на этот счет, поскольку эта тема мне близка и интересна. Давай пойдем дальше. Я бы хотел снова вернуться к мобайлу и совсем коротко коснуться одного вопроса, который вы также развиваете. Мы его затрагивали в разговоре с руководителем PayPal.Russia. Давай поговорим об iBeacon. Это маленькие гаджеты, которые являются дополнением и неким продолжением инфраструктуры смартфонов. В двух словах напомни, что они собой представляют, и скажи, почему вы за них ратуете.
Б.АННАКОВ: Это технология, которая позволяет в радиусе до 10 метров определить смартфон и выполнить какой-то код на этом смартфоне. Например, когда вы входите в Starbucks, ваш смартфон понимает, что он рядом с этим маячком, и он открывает вам приложение Starbucks и говорит, что сегодня маффин продается со скидкой 50%. Базовая идея технологии – это определение присутствия смартфона человека рядом с чем-то. Все идеи, которые из этого вытекают, основаны на этой базовой возможности.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как вы этим занимаетесь?
Б.АННАКОВ: Мы позволяем эту технологию применить в тех UseCase, которые нам кажутся наиболее сильными. Все могут догадаться, что можно спамить при входе. Давайте найдем case поинтереснее. Допустим, мы видим, что вы сидите в Starbucks уже час, соответственно, у вас закончился или остыл кофе, мы присылаем вам сообщение «Максим, наверное, у тебя остыл кофе. Не хочешь второй со скидкой?». Мы влияем на потребление и потребительское поведение. Можно выстраивать indoor-позиционирование. Например, в торговом центре с очень высокой точностью можно показывать, как пройти к тому или иному заведению или в аэропорте можно показывать, как пройти к тому или иному гейту. Можно делать то же самое для процессов, например, когда вы уходите из офиса последним, напоминать включить сигнализацию. Можно делать напоминалки о необходимости выполнения каких-либо процедур в зависимости от поведения человека. У нас в офисе мы тоже это используем. Когда человек долго сидит в одном месте и не двигается, ему приходит сообщение «Пройдись, разомнись, и ты почувствуешь себя лучше».
М.СПИРИДОНОВ: Примеры понятны, Байрам. Как вы планируете это применять?
Б.АННАКОВ: Я пока не могу публично говорить об этом, но мы помогаем компаниям использовать эту технологию для задач формирования лояльности и для задач контроля исполнения процессов и повышения продаж текущим клиентам. Пока у нас нет внедрения, но как только будет, я смогу публично озвучить эту информацию.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Эти гаджеты – это вещь, строго связанная с интернетом, носимой электроникой. Как эта среда будет развиваться в ближайшее время, с твоей точки зрения? Мне кажется, пока она немного пробуксовывает. Заявки есть, их много, но все эти SmartWatch, датчики, браслеты – пока просто игрушки, не очень удобные, нередко быстро разряжающиеся.
Б.АННАКОВ: На самом деле, Bluetooth low energy – это стандарт, который станет mainstream. iBeacon сделаны на Bluetooth low energy. Мой базовый логический прогноз был бы очень простым. Интернет людей закончился, рынку больше некуда расти, теперь надо делать интернет вещей. В целом, концепция очень правильная. Я уверен, что она будет развиваться. Это не просто какой-то миф или тренд, это точно оформившаяся потребность. Мы видим все больше connected-девайсов, начиная с автомобилей и заканчивая бытовыми приборами, которые уже есть в некоторых домах. Это огромный рынок, и мы с удовольствием смотрим в его сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Как это модно говорить в социальных сетях, я просто повешу это здесь, замечу то, что эту тему мы еще раз подняли, мы к ней еще будем возвращаться. Мы будем говорить об интернете вещей, гаджетах и инфраструктуре вокруг смартфонов и мобильного веба. Всё это будет развиваться, и очень скоро мы будем не просто слышать об этом как о некой экзотике, но и будем жить внутри этого в полный рост.
Б.АННАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Байрам, осталась последняя рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы предлагаем нашим гостям прокомментировать какую-либо цитату известного человека. Это может быть персонаж книги или фильма, но чаще это известные предприниматели. Для тебя мы подобрали следующих кандидатур. Я думаю, тебе понравится. Это Джеф Безос, основатель Amazon, Генри Форд, основатель Ford Motors, а также Акио Морита, основатель компании Sony. Чью цитату ты хотел бы услышать?
Б.АННАКОВ: Морита.
М.СПИРИДОНОВ: Акио Морита сказал: «Как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете». Так ли это, с твоей точки зрения?
Б.АННАКОВ: Да, абсолютно согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Байрам, мы закончили. Если есть, что сказать в финале в качестве резюме к беседе, можешь это сделать. Если нет, я поставлю точку и скажу последние слова.
Б.АННАКОВ: Я хотел поблагодарить тебя. Очень здорово, что ты и твоя команда до сих пор продолжаете этим заниматься. Я понял, что за 3,5 года вами сделано очень многое. Я уверен, что это очень полезно людям, которые думают, начинают путь или уже прошли его, но хотят послушать, как проходят его другие.
М.СПИРИДОНОВ: Верно. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был руководитель компании Empatika Байрам Аннаков. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.