М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 222-й выпуск программы «Рунетология», запись от 11 марта 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
Обращу ваше внимание на предложение наших коллег – мобильное приложение «Бизнес-книги» для iphone и ipad от компании Alpina Digital. Более 900 книг и удобная читалка в вашем кармане. Актуальная подборка деловой литературы: новинки и международные бестселлеры. Чтобы установить, введите в поиске AppStore запрос «бизнес-книги». Скачивайте приложение, читайте качественные деловые книги.
По оценкам iKS-Consulting, российский рынок онлайн-кинотеатров вырос в 2013 году более чем в 2 раза и составил 1 миллиард 650 миллионов рублей. При этом сегмент онлайн-кинотеатров с пользовательскими платежами вырос на 350%. Однако, и эти внушительные цифры – не предел. Один из лидеров этого рынка, по тем же данным, по итогам 2013 года увеличил свою выручку в 11 раз.
Впервые в Рунетологии мы основательно и всерьез поднимаем тему смарт-ТВ, в гостях программы со-основатель и руководитель сервиса Play Игорь Соколов. Игорь, приветствую!
И.СОКОЛОВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Игорь, оценки, которые я сейчас привел, тебе кажутся реальными, или они больше или меньше фактов, как тебе кажется?
И.СОКОЛОВ: Могу ответить за Play. Та оценка, которая дана iKS, корректна. Мы действительно выросли по выручке в 11 раз, по транзакциям – в 14 раз. Прошедший 2013 год для нас стал невероятно успешным. Это явилось результатом нашей осознанной работы в этом направлении.
М.СПИРИДОНОВ: С какого момента вы были уверены в том, что у вас состоится бизнес? Где была точка перехода из группы энтузиастов-экспериментаторов в полноценный бизнес? До недавнего времени толком никто не верил в то, что это состоится на российском рынке.
И.СОКОЛОВ: В 2007 году, когда я пришел в Yota в качестве одного из первых сотрудников, уже было понятно, что интернет станет просто транспортом, а наполнят его сервисы. Тогда не было еще Smart TV, да и мобильных сервисов толком не было. Тем не менее, один из основателей компании Денис Свердлов уже тогда видел этот тренд, и мы начали заниматься видео, потому что мы понимали, что видео будет наполнять быстрый интернет. У нас были довольно успешные эксперименты с Yota TV, был проект «Yota Видео».
М.СПИРИДОНОВ: Они были и по деньгам успешными?
И.СОКОЛОВ: Это были скорее эксперименты. Из них не получилось сделать бизнес, но мы выпустили продукты для телефона HTC Max. Это был один из первых успешных экспериментов в области мобильного телевидения, но нам чего-то не хватало. Мы понимали, что на компьютерном поле, особенно с пиратством, наверное, не получится заработать денег на видео. Выпуск продукта Play откладывался, не смотря на то, что основные постулаты были сформулированы еще в 2007 году. Тот вид, который он приобрел сейчас, мы увидели еще в 2009 году, когда появился Smart TV как явление, как категория. Когда мы увидели, что интернет пришел в телевизоры, когда мы поняли, что это и есть самое главное в области премиального видеосмотрения, мы начали разработку сервиса.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши бизнес-планы предусматривали рост в 11 раз в 2013 году по отношению к 2012 году?
И.СОКОЛОВ: Мы предусматривали быстрый рост рынка, но, наверное, не такой быстрый, каким он был в 2013 году. Тем не менее, если рассматривать наши нынешние показатели, мы находимся в рамках бизнес-плана, потому что начало роста произошло с некоторым запозданием. Проникновение Smart TV заняло чуть больше времени, чем мы рассчитывали.
М.СПИРИДОНОВ: Вы догнали бизнес-план, отставая в предыдущие промежутки времени?
И.СОКОЛОВ: Да, можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеИгорь Соколов родился в 1981 году. В 2004 году окончил Тверской государственный университет. В 2007 году работал в компании Yota, прошел путь от менеджера по продукции до руководителя проектов. Отвечал за создание и развитие «Yota Музыка», работал над Yota TV и «Yota Видео» для HTC MAX 4G. В 2011 году стал со-основателем видеосервиса Play. В настоящее время – директор по стратегии и развитию Play. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, с таким ростом можно чувствовать себя почти триумфатором, можно ходить и говорить всем и каждому, с кем велись разговоры в предыдущее время, «Я же говорил».
И.СОКОЛОВ: Хочу отметить, что генеральным директором компании является Леонид Беляев. Аналитики нам говорили, что мы вряд ли сможем заработать деньги на контенте, что в Рунете никто не будет платить за контент, что поле выжжено торрентами и прочими нелегальными сервисами. Мы же понимали, что все слагаемые успеха у нас есть, что сделав по-настоящему хороший продукт, мы точно найдем востребованную аудиторию. Собственно, мы делали сервис для себя, мы делали сервис, которым мы будем пользоваться сами. В общем, так оно и получилось. Мы чуть позже поговорим, почему это так.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как я понимаю, Play рождался из подразделения Yota, которая занималась скоростным интернетом, перспективным и весьма интересным на тот момент, как казалось. Сейчас мы понимаем, что он не в тренде. После этого Play стал самостоятельным сервисом.
И.СОКОЛОВ: С самого начала Yota претендовала не просто на то, чтобы быть быстрым беспроводным интернетом. Yota была сервисной компанией. Интернет – это всего лишь транспорт, канал доставки информации, а самое главное – это то, что наполняет этот канал. Сервисы играли важную роль в амбициях Yota.
М.СПИРИДОНОВ: В амбициях Yota или пользовательском потреблении? Я как пользователь и многие мои знакомые использовали Yota именно в качестве провайдера интернета, и те сервисы, которые шли вместе с ним, всерьез не воспринимались.
И.СОКОЛОВ: Между идеей и реализацией есть огромная пропасть. Сейчас многие операторы пробуют реализовывать сервисы, но чтобы реализовать по-настоящему качественный сервис, нужно уделить ему всё возможное время, внимание, нужно, чтобы это было основной бизнеса. У Yota основой бизнеса был интернет. Наверное, это и предопределило восприятие бренда Yota, как бренда интернет-компании. С этим и связано то, что Yota Play в какой-то момент стал просто Play. Сервис был придуман так, чтобы он мог работать через любого провайдера России, что сейчас с успехом и происходит, и наличие приставки Yota мешало сервису, так как он воспринимался как сервис, для использования которого необходим Yota-интернет, а это совсем не так.
М.СПИРИДОНОВ: Помнится, было несколько сервисов, например, Yota Музыка, Yota Видео. Из всех них выжил только Yota Play, который впоследствии приставку Yota потерял.
И.СОКОЛОВ: Как продукты они были успешными. Например, Yota Музыка первой реализовала стриминговую модель. Когда начиналась Yota Музыка, был 2007 год, и музыка продавалась потреково или поальбомно. Мы первыми запустили безлимитный стриминг, который сейчас является де-фактом для музыкальных сервисов в интернете. Там не получилось сделать бизнес, потому что весь музыкальный рынок тогда сильно трясло, и диджитал-рынок как таковой не сформировался, а физический рынок умер. Play, отчасти понимая, что произошло на музыкальном рынке, изначально делался и как успешный продукт, нужный потребителю, и как успешный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Успешный бизнес в перспективе, потому что на момент постройки проекта информационное поле, поле возможностей было наглухо забито альтернативами в виде торрентов, Вконтакте, который основательно по вам потоптался, и другими.
И.СОКОЛОВ: Мы не конкурируем с Вконтакте и большинством онлайн-ресурсов. Мы играем на поле телевизионного просмотра. Когда мы придумывали этот сервис и запускали его, мы говорили о том, что мы хотим дать альтернативу телевидению, что мы хотим вернуть людей к телевизору, потому что современный телевизор – это классное устройство с большим экраном, тонкой рамкой и хорошим качеством изображения. Проблема в том, что по нему показывают, что по нему смотреть. Мы возвращали людей в телевизор, давая им возможность выбирать, что смотреть. Торренты в этом плане являются в какой-то степени нашими конкурентами. Почему люди с телевизора пошли в торренты? Потому что в торрентах есть возможность выбирать, что смотреть. Другое дело, что путь от торрентов до телевизоров довольно долгий. Нужно скачать фильм, подключить медиа-плеер, скачать файл на диск или флешку, потом фильм может не заиграть через домашний wi-fi. Мы решили эти проблемы, мы экономим время. В итоге, на своем телевизоре с пульта можно выбрать фильм и посмотреть его. Конечно, в хорошем качестве, с максимально доступной картинкой и за приемлемые деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы оппонировать тебе, возражу, что на сегодняшний день можно подключить ноутбук через HDMI к телевизору и получить почти то же самое. Тот же Вконтакте при полноэкранной развертке будет выглядеть более-менее, но качество будет страдать. Однако факт наличия того или иного фильма, того или иного сериала будет, он будет присутствовать на большом экране с приличным звуком.
И.СОКОЛОВ: Первый вопрос – это качество. Второй вопрос – давайте предложим это сделать поколению 35-летних людей, живущих в больших городах. Некоторые просто не поймут, о чем речь, и как подключить ноутбук через HDMI, кто-то просто не захочет это делать, потому что телевизор весит на стене, и к нему надо что-то приделывать, ведь можно просто выбрать программу на пульте, нажать кнопку «Ок» и получить то, что хочется, немедленно.
М.СПИРИДОНОВ: Где-то год – полтора назад мы говорили с Ivi. Тогда им руководила Анна Знаменская. У них были радужные планы и ожидания, однако было четкое ощущение как на моем конце провода, так и на ее, что пока неясно, что там будет с бизнесом. Покуда ставка делалась на компьютер и отчасти на мобильные устройства, всё это выглядело довольно жиденько. Как только в этой истории появился Smart TV, как только к этому потихоньку стала подпихивать законодательная база, когда-то более, когда-то менее уклюже, всё стало меняться. Мы знаем о последних событиях, которые происходят на уровне Государственной думы, которая предлагает всё новые и новые законы, ограничивающие пиратство в разных интерпретациях. Всё это сформировало тот контекст, благодаря которому у вас и был рост в 11 раз. Верно?
И.СОКОЛОВ: В 2009 года еще не было законодательных инициатив, Smart TV еще только формировался, как категория. Уже тогда мы сделали на него ставку, потому что понимали, что формируется новый большой рынок видеосмотрения, интертейнмента на большом экране. Нет ни одной причины или предпосылки, почему этот рынок не мог бы возникнуть в условиях роста ШПД и в условиях того, что большие компании (Samsung, Lg, Panasonic. Sony и прочие) занялись этим. Я бы сказал, что сформировалась основа гораздо раньше, просто последние инициативы чуть-чуть этому поспособствовали, и пришло время, когда Smart TV массово проник в дома пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Ты же понимаешь, что всегда есть нюанс в реализации. Исходя из того, как развивалась ситуация в Америке, было понятно, что всё к этому вроде идет, но есть специфика российского рынка, который иногда поворачивается неожиданным образом. Реально всё могло упереться в то, что пользователь наглухо бы отказался платить какие-то более-менее основательные деньги и остался бы на торрентах и Вконтакте вопреки тому, что качество там ниже.
И.СОКОЛОВ: Мы же берем не только качество картинки, но и совокупное качество опыта. Ведь человек платит за то, что он дома на своем большом экране с пульта в один клик получает то, что хочет. Мы работали над тем, чтобы действительно всё происходило в один клик. Например, человек хочет посмотреть отличный фильм в HD, 3D, со звуком Dolby Digital в формате 5.1, одновременно с кинотеатром, и это мы сделали первыми в мире. Это он получал до этого в кинотеатре или при покупке дорогостоящего лицензионного диска, за которым еще нужно было сходить в магазин. Сейчас всё это он получает за секунды. Пользователь платит именно за этот продукт. Как показывают наши цифры, этот продукт ему нравится, и люди с удовольствием его потребляют.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что 3D и HD – это те форматы, которые у вас потребляются если не по большей части, то в первую очередь? Я в одном из твоих интервью видел, что порядка 50% - HD.
И.СОКОЛОВ: Да, более 50% - это HD. 3D является очень важным фактором при покупке контента. Если у человека есть 3D-телевизор, мы являемся чуть ли не единственным источником 3D-контента для него, по-настоящему массовым источником. У нас сегодня одна из самых больших 3D-библиотек в мире. У нас собрано порядка 180 фильмов в формате 3D, это практически всё, что выпускалось на носителях. Да, мы серьезно подходим к работе с изображением (это 3D, HD, часто Full HD), к работе со звуком (это стандарт Dolby Digital, стандарт домашнего кинотеатра). Сейчас мы выпустили мультидорожки и субтитры, это то, что просят наши пользователи. За всем этим стоит серьезная технологическая основа и защита контента, что позволяет нам выпускать кино до DVD, Blu-ray, зачастую одновременно с кинотеатром, в абсолютно легальном поле. Мы понимаем, какой продукт нужен нашему пользователю, и предлагаем ему такой продукт. Именно в этом и заключается уникальность нашего проекта. Когда ты говорил про Америку, я подумал, что такого проекта, как у нас, нет нигде в мире. Нигде нет такого успешного продукта и сервиса премиального видео по запросу для Smart TV. Ближайших аналогов на Западе я сейчас не назову, потому что они отсутствуют.
М.СПИРИДОНОВ: Складывается ощущение, что вы нащупали верную точку премиума, которую вы развиваете. Будучи пользователем твоего сервиса, я перед записью программы готовился основательно. Мало того, что я почитал интервью, как я обычно это делаю, редакция в течение недели готовилась к разговору, собирая материалы, мы провели совещание и так далее, я еще купил новый телевизор для того чтобы посмотреть, что такое Smart TV. За несколько недель до нашего разговора я это сделал. Не то чтобы это было специально, но я имел в виду, что он состоится. Прежде у меня были какие-то эпизодические знакомства, но, конечно, основательно погрузившись в Smart TV, я понял, что вы там хорошо встали, и паттерн потребления, который вы сейчас закрываете, уже сформировался, причем только-только сформировался, и дальше он будет развиваться. Я могу себе представить вашего потребителя. Это менеджеры среднего и высшего звена, люди с достатком чуть выше среднего, люди, которые хотят получать хороший продукт, которые разбираются в качестве картинки и звука, верно?
И.СОКОЛОВ: Да, верно. Когда мы говорим со своими потребителями, людьми, которые пользуются нашим продуктом, они говорят, что мы во многом заменяем для них телесмотрение. Мы любим приглашать их к себе офис в Петербурге, показать им наши новые наработки и спросить их мнение о существующем продукте. Этот паттерн заменяет им просмотр кино по телеканалам и торренты. Это цель, которую мы себе и ставили. Мы хотели наполнять смыслом Smart TV.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, что вы в каком-то смысле не заменяете телесмотрение, а возвращаете людей к телеэкрану. Например, я лет 10 телевизор не смотрел. Я его использовал как экран, втыкал в него флешку и смотрел кино, скачанное, как правило, нелегально.
И.СОКОЛОВ: Очень хорошо. В 2011 году мы говорили об этом с моими коллегами, которые запускали сервис, значит, наша идея состоялась.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Значит, вернемся к истории вопроса, прежде чем дать короткую справку о компании Play. Уточню момент, который всегда интересен. Ты прошел путь от наемного менеджера до предпринимателя и со-основателя проекта, правильно?
И.СОКОЛОВ: Я скорее соавтор проекта. Я по-прежнему являюсь наемным менеджером Play.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя есть миноритарная доля, и ты имеешь мотивацию, помимо менеджерской?
И.СОКОЛОВ: У меня довольно сильная мотивация в проекте.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай коротко поговорим о компании и продолжим разговор.
Справка о компанииВидеосервис Play – один из лидеров в области платного видео в России. По оценкам IKS-Consulting, Play – наиболее динамично растущий сервис VOD в России, оборот по данным на конец 2013 года составил 1 млн. долларов в месяц. В отличие от многих других российских видеоресурсов, Play не продает рекламу, а зарабатывает на продаже фильмов, главным образом на Smart TV. «Умные» телевизоры приносят сервису более 90% выручки. В библиотеке Play более 4500 тысяч лицензионных художественных и анимационных картин ведущих российских и мировых киностудий. Play работает на всей территории России более чем в тысяче населенных пунктов через любого Интернет-провайдера.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, площадки, помимо Smart TV – это нечто исчезающее и неважное.
И.СОКОЛОВ: Нет, они как раз очень важны. Планшеты и смартфоны для нас важны, просто мы считаем, что в мобильных историях видео и премиального видео никто еще не смог нащупать правильный баланс, правильную модель и правильное назначение устройства.
М.СПИРИДОНОВ: Нащупают ли вообще? Мне кажется, что там тупо маленький экран и плохой звук относительно возможностей телевизора.
И.СОКОЛОВ: Сейчас маленький экран и плохой звук. Возможно, над этим просто мало поработали. Возможно, в данный момент над этим кто-то работает. Может быть, это станет прекрасным дополнением к телевизору. Я говорю о том, что сейчас идет поиск моделей, и модель, несомненно, будет найдена. Какой она будет, будет ли это устройством просмотра или это будет каким-то другим устройством, пока говорить рано. Сейчас бизнес-составляющая мобильной истории в области премиального видео на порядок более слабая, чем бизнес-составляющая большого экрана. Тем не менее, мы работаем над мобильным направлением в том числе, но скорее в формате различных экспериментов, потому что путь, по которому мы идем – это наш путь, и у нас нет готового учебника или примера.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, мобайл для вас на сегодня – это возможность некоторых пользователей смотреть кино, убегая на работу. Например, человек досмотрел фильм дома до определенной точки, и оставшуюся часть он может досмотреть на планшете в автомобиле, имея доступ к своему аккаунту и приобретенному фильму.
И.СОКОЛОВ: Да, это само собой. Некоторые жизненные сценарии мы реализуем в нашем сервисе. Во-первых, любой купленный фильм можно смотреть на любом из пяти устройств. Пять устройств – это ограничение на одного пользователя. Во-вторых, можно досмотреть фильм на смартфоне или планшете. В-третьих, можно загрузить фильм в отпуск и посмотреть его потом без интернета. Это то, что отличает нас от большинства других видеосервисов. Мы работаем как онлайн через любого интернет-провайдера в России, так и офлайн. Мы позволяем забрать кино к себе на планшет, смартфон или компьютер и смотреть его в отпуске, самолете и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Файл, закачанный в cash, защищен?
И.СОКОЛОВ: Да, конечно, всё защищено и соответствует требованиям производителя контента. Собственно, в этом и заключается одно из преимуществ сервисов. Мы делаем хороший продукт для пользователя, и при этом никакие технические уши не торчат. Ты должен просто нажимать кнопку и получать кино, всё остальное должно происходить автоматически, без багов и проблем. К этому мы стремимся.
М.СПИРИДОНОВ: Возвращаясь к справке о компании, возникает автоматический вопрос, и он возникает почти у каждого пользователя, в том числе и у меня. Созвучность с Гугл Play – случайность или нет? Судя по твоим интервью получается, что вы первыми назвались Play. Даже сходство логотипов возникло скорее, потому что Гугл у вас его стащил, а не вы у него, потому что вы появились раньше.
И.СОКОЛОВ: Я не знаю, у кого Гугл что стащил. Бренд Play был разработан в английском агентстве AllofUs. Он был разработан и выведен примерно за полтора года по переименования Андроид Маркета в Google Play. Play является нашей зарегистрированной торговой маркой на территории России. Больше я ничего комментировать не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Не возникает проблем с тем, что вы и по названию, и по внешнему виду похожи?
И.СОКОЛОВ: Вероятно, на каких-то платформах, например, Андроиде это может быть проблемой, но в целом проблемы нет. В настоящий момент мы не чувствуем каких-то проблем. Play – это generic понятие. Сейчас много продуктов, которые имеют в своем названии слово «Play». Наверное, на этом поле строить бренд тяжело, и мы серьезно раздумываем над этим.
М.СПИРИДОНОВ: Возможна смена названия?
И.СОКОЛОВ: Возможна или смена, или коррекция названия.
М.СПИРИДОНОВ: На первом этапе знакомства, когда мне только попалось на глаза ваше приложение в сторе Самсунга, я был убежден, что это какая-то аллюзия, какая-то связь с Гуглом, просто не прямая, а опосредованная, поэтому слово «Гугл» отвалилось, а «Play» осталось. Я как потребитель доверял Play, о котором прежде не знал, несколько больше. Эта связь, возможно, для вас играет какую-то позитивную роль.
И.СОКОЛОВ: Возможно, и так. Тем не менее, мы хотим однозначно идентифицироваться у пользователя как самостоятельный продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Существующие аналоги на Западе, прежде всего в Америке, например, Hulu и Netflix являются для вас ролевыми моделями, или вы идете своим путем?
И.СОКОЛОВ: Они не являются для нас аналогами. Как я уже сказал, у нас свой путь, и он заключается в предоставлении кино в отличном качестве на Smart TV дома, зачастую одновременно с кинотеатрами, 3D, HD, со звуком 5.1. Давайте посмотрим на Netflix. Это принципиально другая модель. Это недорогая подписка и доступ к большому каталогу. Там нет новинок, там нет того, за что нас любят наши пользователи (за новые тайтлы). Это скорее история про бесплатное телевидение. Мы платим относительно небольшие деньги и можем смотреть огромное количество шоу. То, что этот фильм шел в кинотеатре 5 лет, особо никого не волнует. В России я был бы осторожен относительно этой модели. Hulu тоже является совершенно другой историей. Это сериальная история, и это тоже несколько не про нас. Прямого аналога всё-таки не существует.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим о сериальной истории и вообще разных типах контента. Вы сейчас занимаетесь фильмами и только фильмами в то время как есть музыка, которую вы осваивали с Yota Музыкой, есть сериалы, есть иные телевизионные продукции, например, документальные фильмы, передачи, то есть более регулярный контент. Планируете ли вы осваивать эти новые виды контента?
И.СОКОЛОВ: У нас одна из лучших библиотек на премиальном рынке. Также у нас есть сериалы. Например, мы показываем Карточный домик, 2 сезон. Он идет почти одновременно с прокатом на Netflix в США. Также у нас есть ряд других крупных сериалов, хотя я не могу сказать, что мы в полную силу занимаемся сериальным продуктом. Также мы экспериментируем с форматом, когда линейное телевидение встречается с видео по запросу. У нас есть подписной продукт Play Family, где мы представляем тематические каналы, где можно посмотреть и документальный контент, и более телевизионный контент. Там мы много работали над опытом, чтобы человек просто приходил, включал телек и что-то получал. Мы постоянно экспериментируем с видео-контентом, тем не менее, мы не планируем менять фокус и добавлять музыкальный, игровой или книжный контент. Для этого есть другие сервисы. Всё, что касается телевизоров и телевидения – это те форматы, с которыми мы работаем и будем работать.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой говорим на одном языке, потому что я являюсь довольно активным потребителем Smart TV. За последние несколько недель я сознательно в это дело погрузился. Мне это было чрезвычайно любопытно. Ты являешься специалистом, который глубоко и давно исследует эту тему. Давай нарисуем для наших слушателей, которые пока не находятся в Smart TV (таких, я думаю, большинство), контекст ситуации. Я знаю, что есть несколько базовых платформ Smart TV. Если говорить попросту, каждая из этих платформ чем-то отличается от другой и выглядит плюс-минус как сторона мобильного устройства, это аналоги AppStore, Google Play, то есть некоторое операционное пространство, в котором есть приложения, которые можно ставить, и каждое приложение что-то делает.
И.СОКОЛОВ: В общем, верно.
М.СПИРИДОНОВ: Какие главные игроки на этом рынке? Как всё это работает?
И.СОКОЛОВ: Главные игроки совпадают с главными игроками, производящими телевизоры. В первую очередь, это корейские компании, а также несколько японских компаний, потом их догоняют китайцы. Производители пытаются повторить или интерпретировать то, что было на рынке смартфонов. Мы же идем несколько своим путем и много работаем с интерфейсами, чтобы не делать компьютер из телевизора. Все попытки больших компаний, например, Гугла, сделать компьютерами телевизоры были провалами, потому что получался компьютерный интерфейс в телевизоре, а телевизор – это принципиально другое устройство, и с ним принципиально по-другому происходит взаимодействие. Мы свои продукты строим, исходя из опыта телевизионного потребления, в том числе и собственного, и мы пытаемся этот опыт сделать наименее напряжным. Я считаю, что видеопродукты – это наиболее развитая категория в Smart TV.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Другие приложения, которые я видел, часто просто бессмысленны, наивны и неинтересны. Есть странные уроки йоги, никому не нужные, и другие обрывочные и смешные эксперименты за исключением пары-тройки онлайн-кинотеатров.
И.СОКОЛОВ: Те, кто видят бизнес-перспективы на платформе, и инвестируют в эту платформу. Для нас это основа бизнеса, поэтому наши инвестиции довольно значительны.
М.СПИРИДОНОВ: Samsung и Lg являются на сегодняшний день одними из главных операторов железа и софта в области Smart TV. Кто еще?
И.СОКОЛОВ: Они продают больше всех телевизоров, насколько мне известно, не только на российском, но и на мировом рынке. Есть альтернативные платформы, например, сейчас Андроид приходит в Smart TV. Есть такие производители как Philips, Panasonic и Sony, и у всех них в линейке есть продукты Smart TV. Однако главные игроки – это корейские компании Samsung и Lg.
М.СПИРИДОНОВ: Почему именно корейцы работают в этом направлении?
И.СОКОЛОВ: Корейцы как нация и корейские продукты очень быстро и агрессивно развиваются. Это касается не только телевизоров, но и мобильников и прочего. На рынке смартфонов есть Apple, как эталон, есть компании, которые стремятся к нему. На рынке телевизоров такого эталона нет, но я думаю, он очень скоро появится.
М.СПИРИДОНОВ: Сотрудничество Самсунга с Гуглом очень активно в области смартфонов и планшетов. Почему оно не продолжилось на ниве Smart TV? Казалось бы, Гугл мог писать софт. Наверняка такие попытки были.
И.СОКОЛОВ: Я думаю, этот вопрос нужно адресовать Самсунгу и Гуглу. Отмечу только, что Самсунг – одна из старейших и наиболее развитых платформ Smart TV.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения симпатий и антипатий и твоей оценки как специалиста, какая платформа самая продвинутая и перспективная? Это тоже Самсунг?
И.СОКОЛОВ: У всех есть свои преимущества и недостатки. Я могу сказать, что мы изначально ставили целью работать на всех платформах. Сегодня мы это и делаем, реализуя функционал практически на всех платформах.
М.СПИРИДОНОВ: Ты очень обтекаемо отвечаешь. Я понимаю, что нас могут слушать представители этих компаний.
И.СОКОЛОВ: У меня действительно нет предпочтений. Как компания – профессиональный разработчик под Smart TV, ты должен уметь разрабатывать под любую платформу. У нас все приложения работают на самсунговских моделей от 2010 года до 2014 года, также мы работаем на Windows Phone. Наша клиентская разработка – одна из самых мощных в стране, и мы пишем подо всё.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько у вас платформ?
И.СОКОЛОВ: Смотря, что считать платформой. Самсунг 2010 года и Самсунг 2011 года – это разные платформы. В общем, больше трех десятков.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько разработчиков над всем этим трудится?
И.СОКОЛОВ: У нас в компании порядка 60 человек, включая операционную часть. Команда разработки у нас небольшая, это несколько десятков человек, мы вместе около 3 лет, и мы совершенно неслучайно оказались вместе. Мы довольно хорошо понимаем рынок и технологии, с которыми мы работаем, и нам очень комфортно вместе.
М.СПИРИДОНОВ: Каково развитие этих платформ? Есть какие-то ожидания в плане прорывов, или всё потихоньку будет становиться чуть лучше, чуть юзабельнее, step by step? Я слышал, что Самсунг готовит какой-то новый прорыв, какую-то новую версию Smart TV.
И.СОКОЛОВ: Каждый год есть какие-то значительные обновления. В этом году это Ultra HD, 4К – контент сверхвысокого разрешения. Идет поступательное развитие, в какой-то момент, возможно, будут прорывы, но сейчас сказать, где произойдет самый яркий прорыв, наверное, невозможно. Что касается Ultra HD и 4К, пожалуй, сейчас то время, когда Smart TV принесут домой опыт, превышающий по качеству киносмотрение во многих кинотеатрах, потому что картинка 4К – это фантастическая картинка, которая не всегда достижима на старой кинотеатральной технике.
М.СПИРИДОНОВ: При этом потребуется обновить телевизор до последней модели?
И.СОКОЛОВ: Вы же всё равно покупаете телевизор, а так вы купите телевизор с поддержкой 4К. В 2010 году 10% всех телевизоров было Smart, сейчас их больше 70%. 4К придет вместе с новыми телевизорами в дом.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно, чтобы изменилась парадигма массового пользователя, поскольку есть привычка обновлять телевизор в семье среднего сегмента раз в 5 лет, скорее даже раз в 7-10 лет.
И.СОКОЛОВ: Да, примерно 1 раз в 7 лет меняется телевизор. Постепенно это обновление в домах происходит, и новые технологические возможности будут драйверами этого.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к вопросу о контенте. Фактически можно сказать, что Play, как и подобные ему проекты – примеры фактической реализации новой модели потребления видеоконтента, устраивающей всех участников процесса, то есть правообладателей, потребителей и провайдеров контента, правильно?
И.СОКОЛОВ: Верно. С одной стороны, мы изначально хорошо знали контентную индустрию, знали, как работает рынок, и понимали все ограничения, в которых мы играем. С другой стороны, мы сами являемся пользователями, и мы понимаем, какой продукт ждут от нас пользователи. Главный вызов заключается в том, чтобы суметь создать такой продукт в легальном поле. Если продукт получился, то пользователь сам выбирает, нести ему деньги или идти в другое место. В нашем случае, как нам кажется, у нас всё получается.
М.СПИРИДОНОВ: Вас уже не беспокоит пиратство, торренты, Вконтакте, вы просто идете своим путем, и вам платят деньги?
И.СОКОЛОВ: Когда мы изначально начинали этот бизнес, многие нам говорили: «А как же Вконтакте, торренты и пиратство? Как можно на этом рынке что-то строить?». Мы с самого начала шли своим путем и беспокоились об этих явлениях во вторую очередь, а в первую очередь беспокоились о том продукте, который у нас получается и который мы даем пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к контенту. Как выстраивается цепочка вашего взаимодействия с правообладателями? Вы действующая модель нового типа взаимодействия «правообладатель-потребитель-провайдер». Как вы договариваетесь о цене? Сколько отдаете из заплаченных пользователем денег?
И.СОКОЛОВ: Мы напрямую закупаем контент у студий. У нас контракт с 76 голливудскими студиями, порядка 50 европейскими и локальными партнерами. Мы терпеливо объясняем свою бизнес-модель и условия, которые нам необходимы. Зачастую переговоры длятся месяцы и годы для получения нужных условий. В общем, все наши договоренности находятся в пределах стандартных договоренностей на рынке. Единственное правило заключается в том, что все наши договоренности экономически оправданы, то есть мы не идем на сделку, если мы не можем на ней заработать, потому что в первую очередь это успешный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Стали ли умеренными аппетиты правообладателей? Я слышал, что еще год-два назад, точно 3-5 лет назад они были в старой парадигме, по которой они получали изрядные деньги, потому что они привыкли работать с кинотеатрами и продавать DVD. Те цифры, которые готовы были платить онлайн-игроки, воспринимались с отторжением. Сегодня контакт с правообладателями улучшился? Есть ли динамика этого улучшения?
И.СОКОЛОВ: Всегда есть некоторый порог входа на этот рынок, и он достаточно высок. Мы этот порог, как и все игроки, понесли и заплатили. Сегодня ситуация меняется, но всё равно нужно понимать, что фильмы – это очень дорогостоящий продукт для студий, и студии, которые существуют больше 100 лет – это довольно консервативные игроки, поэтому я бы не сказал, что ситуация сейчас стала сильно лучше, в некоторых случаях даже наоборот.
М.СПИРИДОНОВ: Что с деньгами? Они не стали больше делиться? Не стали ли их аппетиты умереннее?
И.СОКОЛОВ: Я не могу сказать, стали ли они умереннее. Могу сказать, что в нашем случае по деньгам всем хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько вы отдаете от той суммы, которую получаете от пользователя?
И.СОКОЛОВ: Это сильно зависит от тайтла, но никогда не меньше половины.
М.СПИРИДОНОВ: Как правообладатель контролирует вашу честность, контролирует, что вы не кладете в карман неизвестное количество денег, показывая им бухгалтерию, очищенную от большей части пользовательских платежей?
И.СОКОЛОВ: У нас отслеживается каждая транзакция в реальном времени. В этом плане мы абсолютно открыты и прозрачны. Любой правообладатель может прийти, купить у нас фильм и увидеть эту покупку в отчете. Всё очень просто.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сдаете контент в аренду или продаете его, или и то, и другое? Как всё это различается?
И.СОКОЛОВ: Мы за то, чтобы пользователь сам выбирал, как ему смотреть фильмы. Аренда – это вообще новое понятие. У нас есть и контент в аренду, и контент навсегда, когда вы просто покупаете право доступа к контенту в облаке с любого из своих 5 устройств. Когда контент сдается в аренду, вы просто оплачиваете какую-то сумму, и дальше у вас есть 48 часов, чтобы посмотреть этот фильм. Обе эти модели реализуются как в онлайне, так и без доступа к интернету.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько должен стоить видео-контент? Это главный вопрос, который сейчас является краеугольным камнем. Что касается собственного опыта потребления, могу сказать, что цифры в 300-400 рублей на новинки для меня довольно велики. Разумеется, я могу заплатить эти деньги, и я их плачу. Буквально на днях a покупал одну из новинок в 3D у вас. Я часто думаю о том, что я как потребитель чувствую, что я думаю на этот счет, и мне кажется, что я переплачиваю. Когда эта цифра ближе к 80 рублям, это гораздо ближе к преодолению болевого порога.
И.СОКОЛОВ: Наша философия заключается в том, чтобы стараться дать разнообразные продукты с разнообразной ценностью для пользователя. Мы берем деньги не только за контент, но и за ценность. В нашем случае библиотека старых фильмов в аренду будет стоить 70-90 рублей, а суперновинка в HD, 3D, со звуком Dolby Digital 7.1 на русском и английском языке с субтитрами будет стоить как раз 300-399 рублей. На самом деле, вы покупаете продукт. Эта цена является справедливой. Как правило, наша цена ниже цены похода средней семьи в кинотеатр или ниже стоимости лицензионного диска. Мы баланс цены и ценности, как мне кажется, нащупали правильно.
М.СПИРИДОНОВ: Существующее положение вещей в ценах вам кажется вполне здравым, и плюс-минус такие цифры и будут находиться на ценниках онлайн-кинотеатров типа вашего и ваших конкурентов в ближайшие год-два?
И.СОКОЛОВ: Нас рассудит рынок и пользователь. Когда эта история будет становиться всё более и более массовой, мы придем к ценовой и продуктовой дифференциации, и будут существовать более дорогие и более дешевые продукты, собственно, как и в любом ритейле.
М.СПИРИДОНОВ: Есть точка зрения пользователя о том, что он купил контент и далее волен обращаться с ним, как хочет. Например, я купил музыку и дальше могу ее подарить другу, я купил фильм, и я могу переслать его бабушке, маме и так далее. Как вы на это смотрите?
И.СОКОЛОВ: Точка зрения пользователя понятна. Мы, понимая все ограничения легального поля, в котором мы играем, стараемся дать пользователю тот максимальный опыт, в том числе опыт покупки навсегда или загрузки, то есть возможность делать то, что он хочет, но оставаясь при этом в легальном поле. Безусловно, мы за пользователя, нам близка его точка зрения, но при этом мы хотим оставаться в правовом поле и быть надежным партнером студии.
М.СПИРИДОНОВ: Как дальше будет развиваться Play? Как дальше будет развиваться отрасль в Рунете?
И.СОКОЛОВ: Play будет работать над улучшением качества изображения, звука и пользовательского опыта в домах. Сейчас мы ведем эксперименты. 3D, как категория уже фактически состоялась, сейчас мы работаем над Ultra HD и 4К-доставкой в дома. Мы будем работать над расширением ассортимента, над сериальной историей. Безусловно, мы будем стараться выпускать больше кино, выпускать его раньше, выпускать его сразу после проката в кинотеатрах, чтобы дать тем пользователям, у которых нет возможности пойти в кино, получить эту новинку как можно раньше. Мы будем стараться познакомить российского пользователя с наиболее интересным контентом, который зачастую даже не доходил до нашего рынка. Я имею в виду фильмы независимых студий.
М.СПИРИДОНОВ: Старт вместе с кинотеатрами не означает, что постепенно кинотеатры опять начнут схлопываться, как это случилось в начале 90-х годов в России?
И.СОКОЛОВ: Нет. Кинопросмотр – это совершенно отдельный способ проведения досуга, мы скорее не вытаскиваем из кинотеатров людей, а приносим их туда, где кинотеатров нет. У нас 1500 населенных пунктов, кинотеатры же есть в гораздо меньшем количестве населенных пунктов, а интернет и телевизоры там есть. Также мы работаем с теми людьми, которые по каким-то причинам не могут сходить в кинотеатр, например, по семейным обстоятельствам. Я считаю, что мы только популяризируем кино и ни в коем случае не отнимаем аудиторию у кинотеатров. Рынок устроен так, что первое правило первой ночи, безусловно, принадлежит кинотеатру. В первые 3-4 недели, когда фильм идет в кинотеатрах, как правило, его у нас нет.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим о Рунете в целом. Есть главные игроки и, судя по тому же исследованию, к которому мы уже не раз возвращались сегодня, почти треть у Ivi, на втором месте с 16% рынка находитесь вы, Tvigle занимает третье место с 13%, далее идут Videomore, Zoomby и другие. Какие еще игроки тебе кажутся перспективными? Как будет двигаться рынок? Насколько сильна будет конкуренция?
И.СОКОЛОВ: Конкуренция достаточно сильная, и все игроки, которых ты назвал, показывают рекламу и не берут денег за просмотр. Я не берусь говорить, как будет развиваться рекламный рынок, но могу сказать, что, возможно, будут появляться новые игроки или консолидироваться старые. Я думаю, что, глядя на наш успешный пример, мы увидим, как другие игроки будут пробовать играть в нашу модель. Пока сильных попыток я не вижу.
М.СПИРИДОНОВ: Ivi уже пробует. Ivi является на сегодняшний день лидером по охвату. Он предлагает отдельные фильмы с рекламой и пре-роллами и отдельные фильмы за деньги.
И.СОКОЛОВ: Да. Такая услуга начинает появляться, но чтобы достичь успеха, нужно заниматься всем хорошо. Я могу только приветствовать желание других игроков показывать эти продукты и популяризировать такой способ просмотра. В конечном итоге, это пойдет на пользу нам всем.
М.СПИРИДОНОВ: Похоже на то, что предстоит большая война за внимание пользователя на поле Smart TV, хотя, казалось бы, он только-только начинает превращаться в нечто, более-менее наполненное аудиторией, а игроки уже тут как тут. Учитывая то, что внимание и симпатии пользователя могут быть отданы одному-двум игрокам, то война будет сильной.
И.СОКОЛОВ: Конечно, там, где появляется пользователь, там, где появляются интересные рынки и деньги, предстоит война. Пускай победит лучший продукт!
М.СПИРИДОНОВ: Пускай победит сильнейший! Как ты видишь развитие Smart TV в разрезе 3-5 лет не только в России, но и глобально? Ожидаете ли вы какие-то интересные вещи, которые нам, людям, не занимающимся этим профессионально, еще, быть может, невидны?
И.СОКОЛОВ: Мы прикладываем огромные усилия в направлении Smart TV для того чтобы Smart TV обрел смысл для потребителя, чтобы потребитель понимал, зачем он покупает Smart TV и что он будет в нем делать. Я думаю, что Smart TV таит в себе огромное количество возможностей и для потребителей, и для индустрии в целом. При удачном стечении обстоятельств Smart TV сильно перевернет существующие индустрии, в том числе телевизионную и театральную. Я думаю, что в ближайшие несколько лет появится подлинный смысл Smart TV, и он будет виден обычному потребителю.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе он уже виден? Что будет кроме того, что мы уже поняли, и вы освоили, доказав деньгами? Это зачастую самый ясный и приемлемый аргумент, поскольку потребитель, отдавший деньги, действительно принял вас, доказав деньгами, что этот рынок уже есть. Вы показали работающее поле онлайн-кинотеатров, платных онлайн-кинотеатров вопреки скепсису многих. Какие еще поля могут быть охвачены? Говоря о футурологии в этой области, я имел в виду какие-то возможности сверх того, что вы уже сделали.
И.СОКОЛОВ: Мы немного поговорили про телевизионное поле. Я вижу наиболее близкие преобразования, которые будут происходить, именно в области телесмотрения. Smart TV и интернет дают огромное поле для конструирования новых телевизионных продуктов. По сути, телевидение за 65 лет несильно изменилось. Сейчас кажется, есть всё для того, чтобы произошел тектонический сдвиг, и Smart TV может быть в центре этого явления.
М.СПИРИДОНОВ: Smart TV станет тем интеллектуальным фильтром, который позволит нам разобраться в тотальном информационном шуме, который создают сегодня разные каналы?
И.СОКОЛОВ: Могут быть совершенно разнообразные сценарии, но, продолжая то, с чего мы начали разговор, скажу, что мы за то, чтобы возвращать людей к телевизору, потому что сам по себе телевизор – классное устройство. Есть вопросы к тому, что по нему показывают. Smart TV эту проблему позволяет решить.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что не только телевизор как устройство. Я полагаю, что ваш путь – это ведь и путь чего-то большего, даже чисто в объемах. Например, есть проекционные экраны на всю стену и огромные панели, превращающиеся в место для демонстрации видео. Цифровое пространство выходит за пределы компьютера, планшета, смартфона, которые очень локальны и становятся частью реальности – виртуальности.
И.СОКОЛОВ: Это интернет вещей. Всё это про новую категорию домашнего развлечения.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Спасибо тебе за разговор. У нас впереди еще одна рубрика, и это рубрика «Бизнес-цитата». Объясню тебе и напомню нашим слушателям, что в ней мы отбираем самые интересные высказывания знаменитых людей и предлагаем обсудить их в небольшом диалоге, предварительно выбрав человека. Мы предлагаем выбрать из цитат предпринимателей, известных исторических персонажей, героев произведений и так далее. Сегодня у нас в ассортименте следующие люди. Уоррен Баффет, миллиардер, основатель инвестиционной компании Berkshire Hathaway, Ли Якокки, бывший председатель правления корпорации Chrysler и Питер Друкер, всемирно известный теоретик менеджмента XX века. Кто тебе более симпатичен?
И.СОКОЛОВ: Баффет.
М.СПИРИДОНОВ: Уоррен Баффет однажды сказал: «В деловом мире зеркало заднего вида всегда чище, чем лобовое стекло». Согласен с этим?
И.СОКОЛОВ: Абсолютно. Это наш случай. Когда мы смотрим назад, мы думаем, как всё просто. Когда мы делали Play, у нас даже зачастую не было правильных терминов. Сейчас я занимаюсь новыми продуктами компании, и я иногда смотрю на некоторые вещи и понимаю, что раньше не существовало такого явления, что оно сейчас только появляется. Путь новатора сложен тем, что среда будет сопротивляться, и лобовое стекло всегда будет грязным, но тем прикольнее открывать ту красоту, которая потом окажется сзади.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Игорь, если есть, что добавить в финале, прошу. Может быть, что-то не было раскрыто, может, есть какое-то резюме к тому, что было сказано.
И.СОКОЛОВ: Я благодарю тебя за интервью и благодарю всех наших зрителей за лояльность. Давайте смотреть кино.
М.СПИРИДОНОВ: На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был cо-основатель и директор по стратегии и развитию видеосервиса Play Игорь Соколов. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.