М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 230-й выпуск программы «Рунетология», запись от 8 июля 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник находится в Бангкоке, Таиланд.
Благодарим нашего партнера – агентство Netpeak. Нетпик – это интернет-маркетинг для бизнеса. Основные услуги компании: SEO 2.0 и контекстная реклама. SEO 2.0 – уникальный продукт на рынке интернет-маркетинга. Обращайтесь – netpeak.ru
В последние годы для людей вокруг интернет-отрасли Таиланд из экзотической страны превратился во что-то типа заурядного места для проведения рабочих каникул. Встретить в кафе или на пляже Патайи, Самуи, Пхукета программиста или дизайнера – событие такое же заурядное, как встретить там же продавца кокосов или фруктов.
Немалое количество российских интернет-компаний выросло или продолжает работать в Тае. Однако подавляющее большинство, если не все эти компании, ориентированы на российский рынок или на сопредельные рынки, рынки стран СНГ, либо, редкий случай, на глобальные рынки. Экзотические пейзажи с пальмами и океаном рассматриваются только как декорации, но не как рынок и место постоянной приписки проектов, не как то, что осваивается как бизнес.
Сегодня мы рассматриваем ситуацию несколько необычную для Таиланда, на мой взгляд. У нас в гостях основатель сервиса онлайн-поиска недвижимости HipFlat Денис Немцев. Приветствую, Денис!
Д.НЕМЦЕВ: Привет, Максим! Привет, слушатели!
М.СПИРИДОНОВ: Что сподвигло тебя строить сервис для рынка юго-восточной Азии? Не буду скрывать, что мы с тобой давно знакомы, поэтому я знаю, что ты давно живешь в Таиланде, но ты родился не там, ты в полной степени не владеешь той ментальностью?
Д.НЕМЦЕВ: Я здесь живу уже почти 9 лет, и я достаточно плотно здесь прижился. Я считаю, что нужно делать бизнес там, где живешь. Живя в Таиланде, довольно сложно затевать какой-то стартап в России.
М.СПИРИДОНОВ: Ты хочешь сказать, что ты понимаешь потребности Таиланда лучше, чем потребности Рунета?
Д.НЕМЦЕВ: Да, я думаю, что да. Я плотно не связан с тем, что происходит в Рунете, я могу судить об этом только по новостям, и иногда слушая подкасты Рунетологии. Я редко общаюсь с участниками событий, которые происходят в Рунете.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, если заходить на рынок, то тебе понятнее было идти сюда, не смотря на то, что ты, если и знаешь язык, то не в совершенстве?
Д.НЕМЦЕВ: Да, рынок здесь понятнее. Я работал здесь в этой области, которую сейчас развивает мой стартап. Я посчитал, что знаний локального рынка достаточно, нашел нишу и нашел необходимость в таком сервисе, который запустил.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Ок. думаю, что для знакомства и краткого эпиграфа достаточно. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеДенис Немцев родился 25 марта 1978 года в поселке Вуктыл, республика Коми. Школьные годы провел в г. Ставрополь. В 1999 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. С 2000 по 2005 годы работал в компании Егар Технолоджи, где прошел путь от младшего программиста до руководителя проектов по внедрению программных решений для банков и финансовых организаций. В 2006 году переехал в Таиланд, где вместе с партнером основал агентство недвижимости и онлайн-форум Фаранг.Ру. В 2012 году основал HipFlat – агрегатор объявлений по недвижимости, нацеленный на рынки Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Женат. Живет и работает в Бангкоке, Таиланд.
М.СПИРИДОНОВ: Если правильно помню, супруга у тебя из Таиланда, да?
Д.НЕМЦЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Общаетесь вы по-английски, то есть тайский не стал языком семейного общения?
Д.НЕМЦЕВ: Мы общаемся на жесткой смеси тайского, русского и английского. В основном, доминируют тайский и английский. Я бы сказал, что тайского процентов 60-70.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сложно для русскоговорящего человека освоить тайский, относительно освоения английского?
Д.НЕМЦЕВ: Я думаю, что это очень необычный язык, очень отличающийся от английского. Для русского человека он действительно непривычен. Его намного легче изучать, чем иероглифические языки, типа китайского и японского. В тайском не иероглифы, а буквы, и каждая буква и сочетание букв имеют определенное произношение. Тем не менее, он достаточно сложный. Плюс есть сложности с произношением тонов. В тайском языке одно слово может иметь 5 значений в зависимости от того, в каком тоне ты его произнесешь.
М.СПИРИДОНОВ: Это то, что роднит его с китайским и другими азиатскими языками?
Д.НЕМЦЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Интересное наблюдение, что среди последних гостей Рунетологии всё чаще встречаются люди, которые не в Москве, Петербурге или Новосибирске выросли и родились, они из глубинки. Можно вспомнить Ольгу Суворову, которая приехала из города Сарапул Удмуртской республики. В этом смысле твоя Родина, Денис, Вуктыл, республика Коми, может, даже фору Сарапулу даст. Почему ты оказался в Ставрополе? Родители увезли?
Д.НЕМЦЕВ: Вуктыл – это просто место, где временно работали родители. Там я прожил до 5 лет, потом мы переехали в Ставрополь, потому что родители получили там квартиру.
М.СПИРИДОНОВ: Ты учился уже в Москве?
Д.НЕМЦЕВ: В Ставрополе я провел школьные годы, а потом поступил в МГУ в Москве и продолжил там жить.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом? Все люди, живущие в провинции, говорят, что поступить в Москву, особенно в престижные вузы, типа МГУ, очень сложно или практически невозможно. Как ты поступал?
Д.НЕМЦЕВ: Это действительно сложный процесс. Подготовка к поступлению заняла примерно год. Разница между теми задачами, которые дают на экзамене в МГУ, и теми, что проходят в школе в Ставрополе, огромная. Поначалу я был шокирован, когда увидел примеры, которые нам предстоит решать. В общем, поступить у меня получилось после года упорной подготовки.
М.СПИРИДОНОВ: На бюджетный факультет, то есть ты не платил за обучение, или платил?
Д.НЕМЦЕВ: Там не было платного варианта. Я не платил, платили там только иностранцы на тот момент.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Практически сразу после начала учебы ты начал работать в IT-области?
Д.НЕМЦЕВ: Я начал работать на последних курсах университета, сразу по этой специальности.
М.СПИРИДОНОВ: По специальности программиста и прошел путь до руководителя проектов, то есть фактически стал продакт-менеджером?
Д.НЕМЦЕВ: Да, всё верно.
М.СПИРИДОНОВ: Что подтолкнуло к переезду в Таиланд? Вроде как развивалась карьера, из Вуктыла через Ставрополь в МГУ, престижный диплом, работа в банке, путь от младшего программиста до руководителя, продакт-менеджера, но ты решил переехать.
Д.НЕМЦЕВ: Я работал не в банке, а в компании, которая разрабатывала софт для банков и финансовых компаний. В какой-то момент у меня появилось желание что-то изменить в своем стабильном распорядке, посмотреть мир, пожить и поработать где-то за границей. Я рассматривал разные варианты, ездил на интервью в Европу и случайным образом попал в Таиланд, как турист. Мне там понравилось, и я решил, что Таиланд должен стать той страной, куда я поеду пожить.
М.СПИРИДОНОВ: Помнится, при нашей первой встрече несколько лет назад ты говорил, что один раз соприкоснувшись с Таиландом, невозможно не стать засосанным им, невозможно потом не оказаться в нем, если непостоянно жить, то хотя бы регулярно там бывать.
Д.НЕМЦЕВ: Действительно есть такая тенденция. В Таиланд либо влюбляешься сразу и надолго, либо он не идет. Со мной случилось первое, и Таиланд стал местом, где я себя чувствую комфортно, которое считаю своим домом на данный момент.
М.СПИРИДОНОВ: Приехав, ты сразу начал строить нечто, что в итоге стало форумом Фаранг.Ру – до сих пор довольно известным проектом среди русскоговорящей тусовки вокруг Таиланда?
Д.НЕМЦЕВ: Он появился не сразу, а где-то через год после того как я переехал в Таиланд. Изначально это был сайт, на который я закачал MP3-композиции тайских исполнителей, который начали посещать люди, таким же образом, как и я, влюбившиеся в Таиланд и пытающиеся найти в интернете всё, что касается Таиланда. Затем мы открыли форум. По сей день это остается по большей части хобби. За это время сайт вырос в достаточно серьезный ресурс, который сейчас посещают несколько тысяч человек в день, на котором сложилось серьезное сообщество. В основном это люди, которые приезжают в Таиланд постоянно, либо проживают здесь.
М.СПИРИДОНОВ: Какие вопросы решают на форуме? Какие темы наиболее популярны?
Д.НЕМЦЕВ: Самые разные вопросы. Сейчас самая животрепещущая тема – это визы. Сейчас начинают закручивать гайки по поводу людей, которые проживают в Таиланде по туристическим визам, постоянно их продлевая и обновляя. Это самая больная тема сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Чем руководствуется тайское правительство, закручивая гайки для своих кормильцев? Туристы же – здоровенная часть экономики.
Д.НЕМЦЕВ: Их логика довольно простая. Туристы приезжают на короткий срок, тратят большие деньги. Другое дело – люди, которые пытаются здесь жить и работать по туристическим визам. При этом они тратят, как тайцы, которые здесь проживают, но не платят налоги, никаких туристических денег с этих людей правительство не имеет, поэтому они решили навести порядок.
М.СПИРИДОНОВ: В этом смысле логика ясна. То, что происходит в политической жизни в Таиланде, круговорот переворотов и различных волнений, не является предметом обсуждений?
Д.НЕМЦЕВ: Конечно, является. Кстати, ситуация с визами – это прямое следствие переворотов, которые произошли, и активных действий нового военного правительства, которое стало решать проблемы, в том числе касающиеся виз.
М.СПИРИДОНОВ: Как-то радикально чувствуется изменение ситуации в стране в связи с политическими волнениями?
Д.НЕМЦЕВ: На данный момент очень многие считают, что для Таиланда нет лучшего варианта, помимо тех военных, которые сейчас стоят у руля. Они действительно пытаются делать полезные вещи, в частности они вроде бы наконец начали решать проблемы, связанные с мафией такси и мотобайков, которые оперируют на Пхукете.
М.СПИРИДОНОВ: Что там за мафия? Пхукет – одно из самых популярных мест для присадки российских IT-проектов. Там есть тот же Aviasales, Seopult (точнее отдельные представители Seopult Group) и ряд других проектов.
Д.НЕМЦЕВ: Многие годы на Пхукете всеми такси и мотобайками управляет определенная группа лиц, которая контролируется чиновниками, можно сказать, крышуется чиновниками. Это проблема была неискоренима довольно долгое время.
М.СПИРИДОНОВ: В чем проблема?
Д.НЕМЦЕВ: Проблема в том, что были огромные цены. Минимальная цена поездка на такси на Пхукете составляет несколько сотен батов, не смотря на смешные расстояния, и у людей нет альтернативы, потому что Пхукет – большой остров, по которому нужно передвигаться. Очень многие туристы недовольны ситуацией, связанной с транспортом.
М.СПИРИДОНОВ: То есть существует какой-то сговор, который поддерживается всеми участниками?
Д.НЕМЦЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Бог с ними – Пхукетом и их мафией. Вернемся к нашим цифровым баранам. Твой форум Фаранг.Ру, бывший желанием пообщаться в онлайне и обменяться опытом, перерос в агентство недвижимости, потому что ты увидел такую возможность монетизации, правильно понимаю?
Д.НЕМЦЕВ: Я не скажу, что именно он перерос. Агентство недвижимости возникло параллельно ему, просто как некая попытка создания собственного бизнеса. Мы с партнером стали думать, как зарабатывать, живя в Таиланде.
М.СПИРИДОНОВ: Было бы странно, если бы вы не использовали возможности Фаранг.ру. У тебя была аудитория, которая беседовала вокруг Таиланда, и предложить ей аренду или продажу недвижимости достаточно логично.
Д.НЕМЦЕВ: Мы никогда не использовали эти возможности напрямую. Другое дело, что мы активно общались на этом форуме, многие люди знали нас лично, мы встречались не только в онлайне, были и реальные встречи. Люди знали нас, знали, чем мы занимаемся. Когда им нужно было арендовать или купить недвижимость, они обращались к нам и советовали нас своим друзьям. Опосредованное влияние форум, конечно, оказал, но мы не делали прямую рекламу наших сервисов, мы не считали это необходимым.
М.СПИРИДОНОВ: Твой первый проект, полноценно коммерческий в Таиланде, был навеян впечатлениями от Группона, верно?
Д.НЕМЦЕВ: Да, верно. Собственно, почему я затеял этот проект? Про Группон я впервые услышал из программы «Рунетология» с Еленой Мосоловой летом 2010 года. Каким-то случайным образом я наткнулся на твой подкаст, и идея Группона мне показалась очень интересной.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, эта тема на тот момент многим показалась крайне интересной, и многие бросались в нее.
Д.НЕМЦЕВ: Да, это действительно так, но одно дело заниматься этим в России, где на то время уже было несколько сильных конкурентов, другое дело – Таиланд, в котором на тот момент был один игрок, и площадка была практически свободна. Программа про Группон послужила толчком к моему возвращению из недвижимости к IT.
М.СПИРИДОНОВ: И как это было? Перескажи в двух словах. Как я понимаю, история была недолгой и не сказать, что успешной.
Д.НЕМЦЕВ: Да, история была неособо долгой, она заняла чуть более года. Мы попытались запустить Группон в Таиланде. Я нашел какой-то бесплатный китайский скрипт, который представлял сайт Группон, немного его подправил и запустил в течение нескольких месяцев. В тот момент когда мы запустились, на рынке Таиланда появился еще ряд игроков, пошли первые продажи, пошли пользователи. Какое-то развитие было, но со временем пришло понимание, что для того чтобы сделать этот бизнес действительно прибыльным, нужно очень много вкладываться в рекламу и трафик.
М.СПИРИДОНОВ: А денег не было?
Д.НЕМЦЕВ: Да, денег не было, и какого-то шанса найти эти деньги у инвесторов тоже не было, поскольку рынок был уже занят большим количеством конкурентов.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно понимаю, что ты шел путем программиста, то есть строил, прежде всего, сайт, а не бизнес, особо не задумывался о том, откуда будут браться предложения, как будут строиться договоренности и расчеты с контрагентами, которые делают эти предложения?
Д.НЕМЦЕВ: Начинался проект как сайт, но приходилось заниматься всем. Я лично беседовал с владельцами ресторанов и пытался подписать их на наш сервис, договаривался о сделках. В принципе всё это делалось, просто не было понимания того, что люди сами на сделки не придут, и нужно много вкладывать в рекламу для того чтобы собрать значительную пользовательскую базу, которая в будущем, достигнув определенной массы, будет приносить деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Чего не хватило, кроме денег? Или только денег? Как ты сейчас смотришь на эту историю?
Д.НЕМЦЕВ: Не хватило опыта. Фактически это был первый стартап-опыт. Было очень сложно собирать команду в этот проект, было сложно искать партнеров среди местных жителей. На тот момент взять человека, который бы согласился работать в стартапе с неизвестным будущим, было очень сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты же предлагал какие-то деньги в качестве зарплаты, или было просто будущее?
Д.НЕМЦЕВ: Конечно, зарплата предлагалась. Тем не менее, когда есть варианты присоединиться к большой, хорошей и стабильной компании, тайцы предпочитали их.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильно работник-таец (программист, дизайнер, продакт-менеджер или верстальщик) отличается от аналогии в российском исполнении?
Д.НЕМЦЕВ: Особых отличий нет. Если ты найдешь действительно классного специалиста, то он сможет выполнять работу не хуже, может быть, даже лучше, чем человек из России и любой другой страны. Я думаю, что, как и в России, здесь есть проблемы с поиском специалистов. Сильных программистов, сильных дизайнеров здесь очень мало. Плюс накладывается такое ограничение, как знание английского языка. Это очень сильно ограничивает выбор. Английский не является вторым языком в Таиланде, он не очень распространен здесь.
М.СПИРИДОНОВ: То есть многие специалисты не владеют английским?
Д.НЕМЦЕВ: Да, многие сильные специалисты не владеют английским.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Помимо специфических языковых моментов и прочего не влияет тайская ментальность? Я думал, ты об этом скажешь, но ты об этом не говоришь. Или она на IT не действует? Некое стремление жить, не торопясь, наслаждаться жизнью, находиться в хорошем настроении – это важнее, чем пахать и впахивать в стартапе для тайца или нет?
Д.НЕМЦЕВ: Конечно, есть чисто тайские фишки. Например, ты берешь человека на работу, договариваешься о зарплате, человек выходит и, поработав один день, пропадает. Это связано с тем, что многие тайцы, когда им что-то не нравится, не любят об этом говорить напрямую. Они предпочитают молча, по-английски уйти, исчезнуть. При этом остается только гадать, что же им не понравилось.
М.СПИРИДОНОВ: Это довольно распространенная ситуация?
Д.НЕМЦЕВ: Несколько раз я с ней сталкивался.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай пойдем дальше и перейдем непосредственно к предмету разговора – сервису поиска недвижимости HipFlat. Думаю, сейчас будет уместно дать цифры и некоторую информацию о нем.
Справка о компанииСервис онлайн-поиска недвижимости HipFlat основан Денисом Немцевым в 2012 году в Бангкоке. В команде проекта 8 человек. Сервис предлагает более 35 000 квартир в Бангкоке и Паттайе для покупки или аренды. Бизнес-модель построена на лидогенерации – за каждый контакт клиента, приславшего запрос на покупку или аренду, HipFlat получает деньги от агентов недвижимости. В 2013 году HipFlat привлек инвестиции в размере 335 000 долларов от инвесторов из Таиланда и Сингапура и на данный момент находится в процессе привлечения очередного раунда. Полученные средства пойдут на упрочение позиций сервиса в Таиланде и экспансию в страны Юго-Восточной Азии.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько полно предполагаешь охватить Таиланд и насколько скоро двигаться за его пределы?
Д.НЕМЦЕВ: В Таиланд планируется выходить максимально полно. Специфика местного рынка заключается в том, что Бангкок является крупнейшим центром, и по объему он составляет половину всего рынка недвижимости Таиланда. Сейчас у нас есть Бангкок и Паттайя, далее мы пойдем в более мелкие города, но, тем не менее, значительные, это Чиангмай, Пхукет, Самуи, в чисто тайские города типа Кхонкэн и прочие. Мы планируем охватить Таиланд по максимуму до конца этого года и начинать развиваться за пределами Таиланда в следующем году.
М.СПИРИДОНОВ: Что тебе позволяет думать, что именно твой сервис сможет занять заметную, если не лидирующую роль в этой области? Очевидно, у вас есть конкуренты.
Д.НЕМЦЕВ: Да, конечно, конкуренты есть, но я думаю, что стоит рассказать о ситуации на рынке онлайн-недвижимости в Таиланде, о том, как вообще появился HipFlat. Поиск недвижимости в Таиланде сейчас происходит следующим образом. Люди начинают искать недвижимость в Гугле, поскольку тут нет единого хранилища всех объявлений недвижимости. Есть ряд крупных сайтов, есть сотни более мелких сайтов, на каждом из которых размещены объявления о недвижимости. Есть классифайды по недвижимости, а также сайты агентств недвижимости. Поскольку ни один из этих сайтов не покрывает даже 40% всего рынка, людям приходится искать недвижимость среди всего множества сайтов, пытаясь не пропустить горячие предложения. Собственно, видя эту проблему, мы решили создать единый агрегатор всех предложений по недвижимости HipFlat. Собственно, это стало основной идеей сайта и основным отличием от конкурентов. Мы хотим сделать сервис, где люди могли бы искать недвижимость, видя весь срез рынка и не используя никакие другие сайты.
М.СПИРИДОНОВ: То есть агрегировать максимум предложений, имеющихся на рынке в данный момент времени?
Д.НЕМЦЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему это до сих пор не было сделано? Идея довольно прозрачная, понятная, используемая на других рынках.
Д.НЕМЦЕВ: Я думаю, что сложность реализации заключается в том, что недвижимость находится у сотен различных агентств, и у ряда из них есть сайты, у ряда нет сайтов. Каждый листинг может рекламироваться несколькими агентствами, получается, есть проблема с дубликатами. Плюс, тайский онлайн-рынок довольно молод, и на нем нет многих сервисов, которые для России являются базовыми. Тут нет таких больших сервисов, как Freelancer.ru, мне его очень не хватает в Таиланде, аналог Амазона здесь появился буквально год назад, до этого были только маркетплейсы.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически это рынок, находящийся на уровне развития Рунета 2002-2003 годов?
Д.НЕМЦЕВ: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Окей. Значит, то, что вы построили, уникально полнотой базы. Насколько это сложно повторяемо технологически?
Д.НЕМЦЕВ: Технологически есть некоторые сложности, поскольку в Таиланде одним из самых популярных сайтов по недвижимости является просто форум, на который люди пишут, на котором размещают бесплатные объявления о недвижимости. Собственно, в HipFlat нам пришлось проанализировать весь форум, распарсить его, вытащить оттуда данные. Как ты понимаешь, форум – это неструктурированные посты на тайском, английском и смеси тайского и английского. Была некоторая сложность с тем, чтобы вытащить оттуда реальную информацию по недвижимости, которая предлагается для покупки и аренды. Мы собрали оттуда все предложения по недвижимости, включая текущие активные и те, которые были выставлены в последние несколько лет, проанализировали их. Помимо базы недвижимости у нас появились исторические рыночные данные. Это позволило нам для каждого популярного здания в Бангкоке составить график изменения цены за предыдущие несколько лет. Сейчас можно увидеть, что далеко не весь рынок недвижимости Бангкока растет, и есть отдельные проекты, которые идут вниз, есть проекты, которые никуда не идут, а есть проекты, которые растут очень сильно.
М.СПИРИДОНОВ: Я еще раз хочу уточнить, аналитическая составляющая и расчет в вашем случае построены сложно с точки зрения уникальности продукта? Насколько это является предложением, которое будет сложно повторить конкурентам?
Д.НЕМЦЕВ: Я думаю, что повторить можно, потратив несколько месяцев, но на данный момент мы являемся единственным источником такой информации. Благодаря этой информации мы получили бесплатный пиар в виде статей в серьезных изданиях типа Bangkok Post, куда мы предоставляем информацию о трендах рынка, о ценах, статистику и данные о том, что люди ищут, какие районы популярны на данный момент. Это очень здорово, потому что мы компания, которой всего один год, и мы публикуемся в разделах о недвижимости наряду с крупными международными компаниями.
М.СПИРИДОНОВ: Вы агрегируете предложения большинства ведущих сайтов недвижимости. Сайты-доноры не возражают против этого, не закрывают доступ к себе?
Д.НЕМЦЕВ: Мы не агрегируем информацию с порталов недвижимости, мы берем данные с сайтов типа классифайдс, то есть сайтов общей направленности, и форумов, куда постят информацию все, кто хотят. Мы не агрегируем своих конкурентов. Вместо этого мы забираем те же самые объекты напрямую с сайтов агентств недвижимости, с которыми договариваемся, они не против этого.
М.СПИРИДОНОВ: Как построен заработок? Вы всё агрегировали, представили в более-менее внятном виде. Любопытно то, что на странице объекта по умолчанию у вас представлена панорама Гугла, а не вид на карте. Можно посмотреть, как выглядит объект в виде фотографий в псевдо 3D-проекции.
Д.НЕМЦЕВ: Да, мы используем Google Street View, и можно посмотреть не только сам объект, но и различные точки интереса, то есть магазины, транспорт, школы и так далее, которые окружают объект.
М.СПИРИДОНОВ: Да, довольно прозрачная, но впервые мной увиденная мысль на сайте недвижимости. Вы показываете эту информацию по умолчанию именно в таком разрезе, вы предлагаете пройтись по этим улицам виртуально.
Д.НЕМЦЕВ: Это наша уникальная фича, которой нет у конкурентов, поэтому мы хотели так ее представить на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Значит, это видит клиент, он понимает, что предложений много, может наблюдать динамику цен по объектам, которые рассматривает. Деньги-то где?
Д.НЕМЦЕВ: Когда клиент находит заинтересовавший его объект, он регистрируется на сайте и отправляет сообщение, которое идет напрямую агенту по недвижимости, который является нашим клиентом, и он платит за каждое сообщение.
М.СПИРИДОНОВ: За сообщение или факт контакта?
Д.НЕМЦЕВ: За факт контакта. Агент получает имя клиента, его e-mail и телефон плюс информацию о недвижимости, которой клиент интересуется. Далее он может напрямую связаться с этим клиентом и продолжить работу с ним.
М.СПИРИДОНОВ: Как говорилось в справке, вы продаете лиды и на этом останавливаетесь, дальше вы не вмешиваетесь в сделку?
Д.НЕМЦЕВ: Да, на данный момент так. Сейчас компания находится на ранней стадии развития, мы экспериментируем с различными бизнес-моделями. Вполне возможно, что мы будем предлагать и другие продукты. Например, одна из идей – работать не только с агентами, но и застройщиками недвижимости, которые начинают продажи на стадии котлована, и делать для них не только часть, связанную с онлайн-маркетингом и привлечением клиентов онлайн. Мы можем делать также часть, связанную с первоначальной верификацией, первым контактом клиента, мы можем фактически вести его до того момента, как он готов пойти посмотреть шоу-рум проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня цифры подтверждают предположение о состоятельности затеи или пока ни шатко ни валко?
Д.НЕМЦЕВ: Базовые параметры бизнес-модели достаточно хорошие. В Таиланде примерно 20-30 тысяч агентов. Если получится взять существенную часть этого рынка, то это хорошая долгосрочная выручка. В самом Таиланде на текущий момент построить миллиардную компанию не получится просто из-за размеров рынка, но если брать Юго-Восточную Азию с ее 600 миллионами населения, то всё получится. Этот регион до сих пор находится в стадии очень быстрого роста, роста интернет-проникновения, мобильных технологий, смартфонов и так далее. Я верю, что в течение 5-7 лет возможность построить миллиардную компанию есть.
М.СПИРИДОНОВ: Тема ярдовой истории тебя тоже не отпускает, как и многих стартап-менеджеров?
Д.НЕМЦЕВ: Не то, чтобы не отпускает. Для того чтобы понять, имеется ли возможность сделать историю достаточно большой, особенно когда разговариваешь с инвесторами, нужно показать, каким образом всё это превратится в ярдовую историю. Мне пришлось изучить рынок, и оказалось, что это возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Рынок Юго-Восточной Азии хотелось бы обсудить в дальнейшей части нашей беседы. О нем часто говорят, в том числе заговаривают в России и США, когда заговаривают о том, куда бы еще пойти для того чтобы освоить что-то новое, используя предыдущий накопленный опыт. Конечно, в этом смысле американский опыт часто бывает более интересным и разнообразными, у них там и денег больше. С другой стороны, российский опыт тоже часто бывает применим для Юго-Восточной Азии. Нередко направления развития русскоязычных проектов сегодня, более-менее состоявшихся в России, видятся в разрезе того, чтобы пойти в Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию. Сам по себе рынок Юго-Восточной Азии – это, прежде всего, как я понимаю, не Таиланд, а Индонезия, Малайзия, Вьетнам, так?
Д.НЕМЦЕВ: Таиланд по размеру является довольно крепким середнячком на этом рынке. Индонезия – очень большой рынок по размеру и потенциалу, но с интернет-проникновением, онлайн-технологиями и e-commerce там хуже. Эта страна менее развита, чем Таиланд. Я думаю, Сингапур является лидером.
М.СПИРИДОНОВ: Сингапур – это отдельная история, поскольку он в политическом, экономическом и онлайн-смысле представлен на уровне самых развитых стран мира. Надо напомнить, это государство-город.
Д.НЕМЦЕВ: Да, это развитый рынок, но сам по себе он мало интересен для больших онлайн-проектов.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Смотря на Юго-Восточную Азию, куда стоит направляться? Я знаю, что многие выбирают Вьетнам. Если идти куда-то, то идти туда, думают многие.
Д.НЕМЦЕВ: Вьетнам крупнее Таиланда, он находится примерно на 2 года впереди Таиланда. Я бы сказал, что нужно смотреть, какая ситуация в каждой отдельной стране. Я не думаю, что имеет смысл судить о каждой стране в контексте всей Юго-Восточной Азии, в каждой стране есть своя специфика. Конечно, есть общие моменты, но, тем не менее, различий тоже хватает. Нужно смотреть на конкретный бизнес, что именно хочется развивать.
М.СПИРИДОНОВ: Ты начал с Таиланда, потому что ты живешь там или потому что Таиланд был наиболее целесообразной точкой старта и развития подобного проекта? Или если оттолкнуться от того, что вы будете развиваться в Юго-Восточной Азии, это была бы другая страна?
Д.НЕМЦЕВ: В Таиланде мы начали, потому что мы живем здесь и знаем этот рынок. Нам было легче начать с этой страны, но, тем не менее, это достаточно интересный вариант. Здесь достаточно хорошо развит e-commerce, достаточно большое количество людей знает, что такое онлайн-магазины, кредитные карты, люди пользуются сайтами по поиску недвижимости. Если говорить о рынке Индонезии, то он у нас в планах через несколько лет, потому что на данный момент это молодой рынок, и захватить его целиком будет сложно с точки зрения его большой фрагментированности и размеров.
М.СПИРИДОНОВ: Давай коротко пройдемся по странам. Юго-Восточная Азия – обобщенное понятие для ряда государств, которые размазаны по части восточного полушария от Китая до Австралии. Это выглядит как гряда островов, по большей части вытянутых, серпообразных и иных, несколько неожиданных форм. Таиланд – это материковая часть, Вьетнам также материковый. С Таиландом всё более-менее понятно. Вьетнам более продвинут, чем Таиланд, и при прочих равных там интереснее развивать интернет-бизнес, так?
Д.НЕМЦЕВ: Считается, что это более интересный рынок, чем Таиланд. Он более крупный, там больше населения, там больше развит e-commerce. Западные инвесторы, в первую очередь, пошли именно во Вьетнам, если не говорить о Сингапуре.
М.СПИРИДОНОВ: Там есть какие-нибудь минусы?
Д.НЕМЦЕВ: Для недвижимости сейчас во Вьетнаме не очень хорошая ситуация, потому что там рынок недвижимости в целом стагнирует в последние годы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай пойдем дальше.
Д.НЕМЦЕВ: Что касается Малайзии, то она находится между Таиландом и Сингапуром по развитию, по размерам она примерно как Таиланд.
М.СПИРИДОНОВ: Под размером ты понимаешь население?
Д.НЕМЦЕВ: Да, население и объем рынка недвижимости. В Малайзии есть своя специфика. Там базируется один из самых крупных игроков в сфере недвижимости Юго-Восточной Азии – компания iProperty. Эта компания существует около 6 лет, она публичная, торгуется на бирже, ее капитализация – около 400-500 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Давай сейчас не будем касаться недвижимости. Я предлагаю рассматривать страны Юго-Восточной Азии, как место для реализации интернет-проектов, для того чтобы дать общее представление. Малайзия – рынок меньше, чем Таиланд, там порядка 30 миллионов населения. Сколько проживает в Таиланде?
Д.НЕМЦЕВ: Около 60.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, в 2 раза, и развитие чуть ниже. Камбоджа пока еще не является рынком, нужно еще дорасти?
Д.НЕМЦЕВ: Да, и Мьянма тоже. Им еще надо развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Сингапур молодец, но маленький, причем сильно конкурентный, поэтому лучше туда пока не соваться русскоговорящим, так?
Д.НЕМЦЕВ: Сингапур – интересный рынок. Можно запускать e-commerce или любую технологическую компанию в Сингапуре. Это наиболее простой рынок, там развиты платежи и кредитные карты. 98% населения пользуется онлайн-магазинами. С этим тоже есть проблемы, потому что многие стартапы, которые начинают проникновение в Юго-Восточную Азию с Сингапура, привыкают к той атмосфере и легкости, с которой получается запустить проект там, к доступности инвестиций, которые есть в Сингапуре. Потом им становится гораздо сложнее развивать бизнес в других странах типа Малайзии, Таиланда и, тем более, Индонезии.
М.СПИРИДОНОВ: Сингапур – это другая сущность, как мне кажется. Есть Юго-Восточная Азия и Сингапур, который стоит отдельно, который является частью иного мира. Тем более что там всего 5 миллионов человек, и даже при проникновении в 98% это небольшой объем аудитории.
Д.НЕМЦЕВ: Да. Сингапур – это место, где живут все локальные инвесторы, которые инвестируют в стартапы в регионе.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай дальше пройдемся. Лаос?
Д.НЕМЦЕВ: Лаос – очень маленький рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Филиппины?
Д.НЕМЦЕВ: Филиппины – менее развитый рынок, чем Таиланд. Там есть своя специфика. Например, для e-commerce большой головной болью будет логистика, поскольку Филиппины – это островное государство, состоящее из тысяч островов.
М.СПИРИДОНОВ: Зато там почти 100 миллионов населения.
Д.НЕМЦЕВ: Да, но, насколько я знаю, интернет-проникновение там ниже.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Индонезию я приберег напоследок. Индонезия – огромное государство, одно из самых больших в мире по количеству населения. Правда, оно тоже сильно разбито на острова, прямо порублено, но зато там 250 миллионов человек населения.
Д.НЕМЦЕВ: Да, это действительно лакомый кусок для стартапов и инвесторов. Когда они смотрят на Юго-Восточную Азию, они в первую очередь говорят об Индонезии. Тем не менее, Индонезия пока еще находится на довольно ранней стадии развития. Если взять количество интернет-пользователей, которые пользуются онлайн-магазинами в Индонезии и Таиланде, то это будут сравнимые числа, не смотря на большую разницу в населении. Конечно, потенциал там огромный, идет развитие рынка в онлайн-сферах.
М.СПИРИДОНОВ: Я смотрю данные по стране и вижу, что там на сегодня порядка 20% проникновения интернета, получается 45 миллионов человек, что уже немало, это в 9 раз больше, чем в Сингапуре, однако, большинство из них – подростки от 15 до 19 лет, то есть это те, кто подрастает. Получается, сейчас растет поколение, которое будет пользоваться интернетом.
Д.НЕМЦЕВ: Да. Специфика в том, что многие пользователи пользуются интернетом не с компьютеров, а с телефонов. В Индонезии это чаще всего не смартфоны, а фичерфоны, то есть базовые телефоны с Java и прочими штуками, в которых тоже есть свои чаты, социальные сети, доступ к Facebook, но всё это на базовом уровне по сравнению со смартфонами.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай сделаем вывод по Юго-Восточной Азии для того чтобы получилось емкое резюме к нашему экспресс-обсуждению ситуации на рынке. Если хочется ехать в Юго-Восточную Азию в качестве предпринимателя или инвестора, как лучше действовать, на какие ниши смотреть, в какие страны и в какой последовательности заходить, как тебе кажется?
Д.НЕМЦЕВ: Сейчас достаточно много либо совсем свободных стран, либо стран, где пока еще маленькая конкуренция. Нужно приехать, пожить здесь, разобраться в том, как здесь ведутся дела. Я думаю, Таиланд или Вьетнам – это хорошие стартовые позиции для захвата всего рынка Юго-Восточной Азии. Если получится в Таиланде, то, скорее всего, получится и в Малайзии, и в Сингапуре, и в других странах.
М.СПИРИДОНОВ: Что с направлениями?
Д.НЕМЦЕВ: Базовая проблема, которая является большой головной болью – это прием платежей. Сейчас во всех странах Юго-Восточной Азии нет единой системы по приему кредитных карт. В каждой стране есть свой набор сервисов. Если выходить на рынок новой страны, приходится заново адаптировать не только код, но и стратегию работы.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, подрастает новое поколение, которое пользуется преимущественно мобильными телефонами, отсюда вытекает логичный вывод, что следует рассматривать мобильное направление в разных его интерпретациях.
Д.НЕМЦЕВ: Да, это так. Я думаю, что для большого количества сервисов мобильное направление вообще должно быть самым первым, с чего стоит начинать. Мы начинали с полноценного сайта, поскольку пока еще многие люди предпочитают искать недвижимость дома или на работе с компьютера, где они могут посмотреть большие фотографии, подумать, в меньшей степени люди делают это по дороге с работы на телефоне. Тем не менее, у нас порядка 30% посещений приходится на мобильные устройства. Мобильная версия стоит у нас в планах на этот год.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Денис, нам пора заканчивать. Спасибо тебе за уделенное время и рассказ о собственном проекте и рынке. Если есть какое-то резюме, то прошу, либо мы поставим точку и закроем программу.
Д.НЕМЦЕВ: Максим, спасибо за беседу. Было приятно пообщаться. Хотелось бы видеть больше русскоязычных предпринимателей на рынке Юго-Восточной Азии. Порой бывает сложно найти человека, с которым можно обменяться опытом и впечатлениями о том, как решать те или иные проблемы. Также хотелось бы, чтобы российские инвесторы начали присматриваться к рынку Юго-Восточной Азии. Здесь инвесторов не хватает. Я знаю, что в Сингапуре есть несколько инвестиционных фондов, которые происходят из России и управляются россиянами. Тем не менее, здесь есть возможности как для стартапов с незакрытыми нишами и низкой конкуренцией, так и для инвесторов. Хотелось бы, чтобы больше наших соотечественников подумало об этом рынке и посмотрело в его сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Вполне возможно, что вследствие нашей беседы, как и вследствие других программ Рунетологии, как, скажем, той, которая сподвигла тебя делать, к сожалению, неудавшийся купонный сервис, наши соотечественники приедут посмотреть на Таиланд или на другую страну Юго-Восточную Азию и задумаются о построении там проекта. Как я знаю, многие наши программы сподвигали других слушателей Рунетологии за 5 лет жизни программы к предпринимательским подвижкам или инвестициям. Спасибо, Денис. На этом всё. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель сервиса онлайн-поиска недвижимости HipFlat Денис Немцев. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!