М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 248-й выпуск программы «Рунетология», запись от 4 марта 2015 года. Меня зовут Максим Спиридонов.
Уже неоднократно в программе мы говорили о том, что объем информации давно превысил все разумные пределы. Политика, спорт, музыка, путешествия и прочие. Какую тему ни возьми, на голову тебе выльется огромный поток информации. Откуда бы он ни шел – из социальных сетей или поисковиков, он будет непосильно велик. Естественно, что на фоне этой уже не первый десяток лет крепнущей тенденции рядом с источниками контента стали появляться разного рода фильтры, в том числе автоматические, в том числе и в интернете.
О том, как не утонуть в океане информации, о том, чего больше – вреда или пользы в прокрастинации, залипании у компьютера, а также о смежных с этим темах мы говорим сегодня с со-основателем рекомендательного сервиса Surfingbird – Сергеем Шалаевым. Приветствую, Сергей.
С.ШАЛАЕВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Начну сразу с места в карьер. Как мне видится, в отраслевой тусовке у тебя репутация этакого «плохого парня». Так ли это? Что думаешь по этому поводу?
С.ШАЛАЕВ: Честно говоря, я не знаю, смотря, в какой части этой тусовки – бизнесовой или фейсбучной.
М.СПИРИДОНОВ: Скорее фейсбучной. Поскольку мы с тобой мало общались лично, я тебя знаю скорее по твоему альтер эго, представленному в соцсетях.
С.ШАЛАЕВ: Я особо внимания не это не обращал. Я не могу сказать, что из моего круга общения кто-то так считает. Возможно, только коллеги из LookAtMe – Алексей Аметов и Василий Эсманов. Ок, это их право.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас говорю не о вашем конфликте в связи с тем, что вы стали вырезать, как говорили коллеги из LookAtMe, баннеры и воровать контент. Я сейчас говорю о другом. Ты не стесняешься в выражениях, публичных комментариях в соцсетях, комментариях в прессе. Я знаю, что журналисты любят вставлять твои комментарии, потому что заранее известно, что Сергей скажет нечто неформальное.
С.ШАЛАЕВ: Я понимаю, о каких материалах ты ведешь речь. На самом деле, все ходили вокруг да около, но по факту это можно охарактеризовать двумя или даже одним словом, которое очень емко обрисует всю картину происходящего.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуй, ты один из немногих, кто широко использует великий и могучий русский язык с включением изрядного количества, в том числе матных выражений. Ты не боишься этого. Благодаря им и формируется твой образ.
С.ШАЛАЕВ: Может быть. Мне кажется, это одна из составляющих русского языка. Конечно, когда я участвую в радио-эфирах или в прямых эфирах на телевидении или радио, я их не употребляю.
М.СПИРИДОНОВ: Вообще ты такой крутой парень на мотоцикле?
С.ШАЛАЕВ: Зимой я езжу на метро. Многие спрашивают, езжу ли я зимой на мотоцикле. Я отвечаю, что нет. Летом я езжу на мотоцикле, я много путешествую на нем. У меня их два – на одном я езжу по городу, это Harley-Davidson Sportster, на втором я путешествую, для этого у меня есть большой туристический мотоцикл Yamaha. Матом я ругаюсь достаточно много.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что ты настоящий байкер, или всё-таки нельзя сказать, что классический образ байкера – это ты?
С.ШАЛАЕВ: Я не думаю, что я классический байкер, я всё-таки причисляю себя к мотолюбителям, мотоэнтузиастам, людям, которые живут мотоциклом, когда позволяют климатические условия.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас будет еще несколько штрихов к портрету Сергея Шалаева, и мы продолжим разговор.
ДосьеСергей Шалаев родился 20 июня 1987 года в Москве. В 2009 году окончил Московский автодорожный институт по специальности «Инженер-ремонтник». С 2006 по 2010 годы руководил проектом «Блоги@mail.ru». С 2010 по 2011 годы руководил проектом WomanJournal.ru. В 2011 году стал со-основателем проекта Surfingbird. Увлекается путешествиями на мотоцикле. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по твоей биографии, ты сразу занялся контентом, в этом было какое-то призвание. Казалось бы, образование могло тебя подталкивать к другому. Получив профессию инженера-ремонтника, было бы логично идти в техническое направление, если говорить об интернете.
С.ШАЛАЕВ: Я искал какую-то подработку, когда учился в институте, и неожиданно нашел ее в Mail.ru. Сначала я был там ночным контент-менеджером. Я там работал посменно – 2 через 2, у меня было две дневные смены, потом два дня отдыха, в которые я учился, потом было две ночных смены. Год я проработал рядовым контент-менеджером. Это самая левелная позиция в контентных проектах. В какой-то момент я понял, что я хочу продолжить работать в Mail.ru, как минимум, а как максимум, я хочу связать свою жизнь с интернетом, а МАДИ мне уже не нравился, но мои родители очень просили меня его закончить, и с грехом пополам я его закончил, мне выдали диплом, и пока я не показал его родителям живьем, они не верили, что я окончил институт.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, показав диплом, ты ни разу по профессии не работал?
С.ШАЛАЕВ: Да, не работал, у меня только была небольшая практика, буквально в течение нескольких дней или недель. В целом, по профессии я не отработал ни дня.
М.СПИРИДОНОВ: Как развивалось твое продвижение в mail.ru? Как из контент-менеджера ты превратился в руководителя проекта?
С.ШАЛАЕВ: Mail.ru тогда был достаточно маленькой компанией, что меня удивило. Когда меня привели в Mail.ru, я думал, что это практически трансконтинентальная компания, которая находится в огромном здании-небоскребе со всей соответствующей атрибутикой.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думала, что она такая, какой она является сейчас?
С.ШАЛАЕВ: Да. Я думал, что люди сидят в огромных башнях, и где-то высоко-высоко в этой башне сидит Дмитрий Гришин. Тогда Mail.ru находился в очень маленьком офисе на Пушечной в здании Щепкинского театрального училища. В одном офисе сидело порядка 20 человека, и в другом офисе сидело около 20 человек-программистов. Мое рабочее место находилось в коридоре, где периодически ходили люди. У меня был очень маленький стол и очень маленький компьютер. Для меня это в первое время было шоком. Потом Mail.ru стал очень быстро расти и развиваться, сначала он переехал в офис на Ленинградке. Я год проработал контент-менеджером, а потом попросил дать мне возможность менеджерить проект «Блоги». Вначале я не был руководителем, я был обычным менеджером, так сказать «принеси-подай». Потом было слияние с командой Моего Мира, на этом моя история с Mail.ru заканчивается.
М.СПИРИДОНОВ: Блоги Mail.ru оказались частью социальной сети Мой мир?
С.ШАЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: До этого насколько они были успешны? Какие были показатели?
С.ШАЛАЕВ: Показатели я не помню, но я помню, что они были на дне рейтинга блогохостингов в России, когда эта тема была популярна. Мы были на 5-ом или 6-ом месте, и в итоге, мы в какие-то дни догоняли LiveJournal.
М.СПИРИДОНОВ: Это следствие того, как ты действовал?
С.ШАЛАЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Блоги Mail.ru – это полноценный ответ ЖЖ и liveinternet, попытка построить нечто подобное?
С.ШАЛАЕВ: Я думаю, это был ответ liveinternet и хостингам и платформам, на которых люди хотят выражать свои мысли. ЖЖ в России – это особый формат, там своя атмосфера. Мы тогда еще этого не понимали. Пытаться обогнать ЖЖ хоть в чем-то не стоит.
М.СПИРИДОНОВ: Не смотря на всю свою ужасность, он не потопляем, ты считаешь?
С.ШАЛАЕВ: Я считаю, что он не потопляем, потому что он очень своеобразен и самобытен. Какие-то редизайны или усовершенствования будут идти только во вред. Мне кажется, ЖЖ в России был уникален, и он остается уникальным. Он существенно отличался от нероссийского сегмента ЖЖ.
М.СПИРИДОНОВ: Раз мы сегодня говорим о контенте, будет уместно продолжить разговор по поводу блогов. Был всплеск внимания к блогам, который приходился на 2003-2004 годы и далее до 2011 года, потом эта тема несколько приутихла, и всех накрыли социальные сети. Сейчас некая субкультура остается. Как ты считаешь, кто остается на волне? Остается ли кто-нибудь, кроме ЖЖ? За счет чего? Почему они не были окончательно убиты соцсетями, как пророчили в свое время?
С.ШАЛАЕВ: Я думаю, они были убиты соцсетями. Сейчас мы видим, что многие забросили свои дневники на ЖЖ и выражают свои мысли в рамках российского сегмента Facebook, который плавно превращается в ЖЖ образца 2008-2010 годов. ЖЖ тоже остается, у него есть своя аудитория, причем достаточно большая. Эти люди не могут уместить свои мысли в формат Facebook, эти люди любят писать большие и длинные статьи, делать какие-то фотоподборки, которые не могут уместиться в формат социальной сети.
М.СПИРИДОНОВ: Он стал нишевым, и социальные сети его подвинули?
С.ШАЛАЕВ: Да, он стал нишевым сервисом.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. вернемся к твоей карьере. Ты ушел из Мейла, потому что Блоги Mail.ru были слиты с Моим Миром?
С.ШАЛАЕВ: На самом деле, меня позвали на работу в WomanJournal, и я устал от Mail.ru, и Mail.ru начал пересматривать приоритеты и консолидировать проекты в Мой Мир. Меня позвали на работу в WomanJournal, и я решил, что стоит поменять что-то в своей жизни, попробовать поработать с новыми людьми над новыми направлениями.
М.СПИРИДОНОВ: Ты там проработал не очень долго?
С.ШАЛАЕВ: Да, я проработал там год или полтора. Мерсье Паскаль полностью сменил руководство WomanJournal и всего холдинга, и с новым руководством мы не сработались, вплоть до того, что внутри компании появился целый профсоюз, который длительное время блокировал различные решения руководства. Нам было очень обидно, что новое руководство стало потихоньку разваливать то, что мы строили целый год, а сделали мы очень многое в плане денег. WomanJournal в то время был большой машиной по зарабатыванию денег на женской аудитории с помощью спецпроектов, медийной рекламы и других рекламных форматов.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас он не является такой машиной?
С.ШАЛАЕВ: Боюсь, нет. Я не берусь говорить об этом, но судя по последнему, что я слышал о WomanJournal, мне кажется, их время немного прошло, и они застряли в 2012 году.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько интересным и специфичным тебе показался женский интернет?
С.ШАЛАЕВ: Я не могу сказать, что он сильно специфичный, и не могу сказать, что он дико интересный. Он такой же, как и все остальные проекты. Он не хуже и не лучше. Конечно, там есть отдельные тематические разделы. Например, секс и отношения, беременность и психология. Там в комментариях можно увидеть что-то интересное, там прямо ад кромешный. Я помню, что в WomanJournal был форум, который шел к нему в довесок. Читая его, я иногда приходил в ужас.
М.СПИРИДОНОВ: Осознавая специфику женского подхода к жизни?
С.ШАЛАЕВ: Да, видя специфику женщин, которую я не хотел знать, о которой я хотел бы забыть.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что большинство женских проектов в онлайне слеплены по одному сценарию, они все какие-то одинаковые. Не находишь?
С.ШАЛАЕВ: Не совсем так. Есть проекты, которые эволюционировали из классического глянцевого формата. Например, Cosmopolitan. Там пишут в том же формате, в котором они писали в глянце, верстают в таком же формате, делают многие вещи в формате, который уже давно нужно было поменять. Есть новые медиа типа Wonderzine, который недавно запустил LookAtMe. Этот проект тоже для женщин, но в то же время они не пытаются постоянно быть похожими на какой-то женский эталонный глянец.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуй, Wonderzine – это единственный эксперимент. Я могу припомнить только его. Я занимался этой темой, мне было это интересно, и я делал проекты подобного рода вокруг женской тематики. Я для себя определил, что, заходя на женский сайт, ты читаешь 188-уж статью на тему того, как понравиться парню в каких-то обстоятельствах, 219-ую статью на тему того, как приготовить то или иное блюдо. У меня постоянно было ощущение дежавю., потому что везде была перепевка одних и тех же тем.
С.ШАЛАЕВ: Мне кажется, что наоборот. Просто никто не умеет нормально этим заниматься, ведь тематика многообразна, она начинается с отношений, хотя, честно говоря, я вообще не понимаю, о чем там писать, и заканчивается различными обзорами кухонных комбайнов. Со стороны это звучит смешно и безумно, но женщины это действительно смотрят, потому что они покупают все эти кухонные комбайны, мясорубки, блендеры и прочие. Безумно большая ниша – это различные сервисы для женщин, которые мы начинали делать в WomanJournal, но так и не делали. Это календарь месячных, ассистент по подбору одежды, карта шоппинга и так далее. Женщины – это одна из самых активных аудиторий в интернете, мужики более хаотичные. Если сравнить, кто активнее – мужчины или женщины, то скорее женщины будут активны, и деньги они тратят охотнее.
М.СПИРИДОНОВ: Да, покупательское желание у женщин гораздо выше, а покупательская способность часто компенсируется…
С.ШАЛАЕВ: Мне кажется, мы сейчас с тобой дошутимся до злобных комментов.
М.СПИРИДОНОВ: Я не думаю, мы попытаемся держаться в рамках. Давай вернемся к прослеживанию твоего профессионального пути. Ты покинул WomanJournal и затеял Surfingbird.
С.ШАЛАЕВ: Да, мы очень быстро подняли инвестиции и решили делать рекомендательную систему.
М.СПИРИДОНОВ: Подожди. Вы подняли инвестиции под идею?
С.ШАЛАЕВ: Да, это было достаточно нетипичным случаем для того времени. Так получилось, что нас познакомили с бизнес-ангелами, они нас спросили, хотим ли мы денег, мы сказали, что да, конечно, хотим.
М.СПИРИДОНОВ: Святые люди, настоящие ангелы.
С.ШАЛАЕВ: Да, после этого мы стали делать первую версию Surfingbird.
М.СПИРИДОНОВ: Ты с со-основателем?
С.ШАЛАЕВ: Да, мы с Дмитрием Шалашовым, с которым мы вначале работали в Mail.ru, а затем некоторое время в WomanJournal. Потом он ушел в Яндекс, там некоторое время проработал. Затем мы снова стали работать вместе, уже в Surfingbird.
М.СПИРИДОНОВ: Ты гораздо публичнее, поэтому я даже не знаю, он сейчас всё еще находится в проекте.
С.ШАЛАЕВ: Да, он работает в проекте, сидит напротив.
М.СПИРИДОНОВ: Чудесно. Как у вас делятся зоны ответственности?
С.ШАЛАЕВ: Я CEO, генеральный директор, а он CTO. Он занимается всей технической частью, а я административной и всем тем, что касается продукта. Я работаю с прессой, публичными выступлениями и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, здесь будет уместно вставить справку о проекте.
Справка о компанииСервис рекомендаций Surfingbird – лидер российского рынка рекомендательных технологий. По данным на февраль 2015 года охват составляет 15 миллионов уникальных посетителей в сутки. За 4 года работы Surfingbird привлек несколько инвестиционных траншей на общую сумму 5 млн. долларов. Другие финансовые показатели не разглашаются.
М.СПИРИДОНОВ: Вы зарабатываете? Я не очень видел рекламу, она вроде как проскакивает, но совсем скромно.
С.ШАЛАЕВ: Мы зарабатываем. У нас есть B2C и B2B-сервисы. B2C-сервис мы наконец-то вывели в плюс. Так как наш B2B-сервис очень перспективен, на наш взгляд, мы решили его более динамично развивать, чем мы развивали его до этого. Собственно пока мы снова работаем в минус.
М.СПИРИДОНОВ: Я с трудом себе представляю, что такое B2B-сервис в подобного рода истории. В рекламе это выглядело бы, наверное, так: «Ваши сотрудники тупят на работе, глядя в монитор, смотря не относящийся к работе контенте. Давайте они будут тупить организованно в команде, с огоньком».
С.ШАЛАЕВ: Это не совсем так. Мы запустили наш B2B осенью 2014 года, и запустили мы его потому, что несколько наших паблишеров выразило желание пользоваться нашими алгоритмами у себя на сайте и как-то оптимизировать и автоматизировать работу блоков. Казалось бы, что популярное невозможно сделать лучше, потому что это все популярные ссылки, но, например, если популярное кластеризовать по девайсам, то это может повысить CTR на 20%. Юзеры с Андроида в популярном хотели бы видеть статьи про Андроид, а юзерам, которые зашли с iPhone, интереснее было бы читать самое популярное за неделю по iOs. Мы начали помогать паблишерам интегрировать наши технологии в их сайты, блоги, издательские дома, и в итоге, мы выделили этот сервис в отдельное направление, отдельный проект. Кстати, ты первый, кому я об этом рассказываю в прессе. Мы этот сервис еще не анонсировали, но он сейчас генерирует 2 млрд.рекоменаций в месяц, и его охват составляет 15 млн. уников в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Это программный комплекс, который встраивается в систему на стороне заказчика и позволяет ему более эффективно подбрасывать рекомендации для читателя, да?
С.ШАЛАЕВ: Да, мы тестировали эту систему с РИА Новостями, Adme, Кубом, и везде мы показали, что мы работаем лучше, чем то, что было на сайте, где-то на 50%, где-то практически в два раза.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, в том, что существует в кастомных движках, работающих с контентными ресурсами, всё довольно несложно, и переиграть их – это не бином Ньютона.
С.ШАЛАЕВ: Переиграть на 10% несложно. Мы тестировали нашу технологию с Кубом, и мы увеличили конверсию в два раза и заметно увеличили глубину просмотра. На самом деле, мы не утверждаем, что мы делаем супер-мега-технологию, что мы разгадали секрет жизни, поняли, в чем ее смысл. На самом деле, у нас есть большой список гипотез, которыми мы занимаемся каждый день. Основная проблема всех сайтов, где есть контент, заключается в том, что они не могут позволить себе тестировать гипотезы каждый день, потому что у них нет такого количества разработчиков, а если они есть, то они заняты чем-то другим. Также у них нет математиков и налаженного процесса RnD.
М.СПИРИДОНОВ: Это интересно. Вы выглядите как причесанный новостной агрегатор, но ты всячески подчеркиваешь, что за этим всем лежит серьезная технология. Можешь рассказать о ней подробнее? Чем она так хороша? Почему она работает? Почему она лучше? Почему залипать в экран лучше у вас? Почему качественнее можно залипать у вас, нежели на пресловутом Adme?
С.ШАЛАЕВ: Всё очень просто. У нас есть лента, которая фактически никогда не кончается. Если отбросить технологии в сторону, то можно увидеть бесконечную ленту контента. Когда user прочитывает все актуальные новости на сегодня, он получает интересные материалы за всю историю Surfingbird. Если говорить о том, чем мы лучше AdMe, Газеты.ру или РБК, то скажу, что мы ничем не лучше их, мы просто стараемся, чтобы вся информация была упакована в одном месте, в одном приложении, чтобы это было удобно, чтобы пользователь не думал, куда ему пойти после того, как он прочел всю Газету.ру, или что ему делать после того, как он посмотрел все интересные и смешные посты на Adme.
М.СПИРИДОНОВ: На самом деле, проблема, что делать после того, как прочитал всю Газету.ру, стоит у очень маленького процента пользователей по той причине, что в своем большинстве люди не могут выделить такое количество времени, которое необходимо, чтобы прочесть весь новостной поток Газеты.ру за день. На это нужна пара часиков.
С.ШАЛАЕВ: Если посмотреть среднюю глубину просмотра медийных сайтов, то она колеблется от 1,5 до 3,7.
М.СПИРИДОНОВ: Совершенно верно. Получается, вопрос не в том, хватило бы контента, а вопрос в том, как подсунуть наиболее интересную и подходящую ссылку в двух-трех касаниях.
С.ШАЛАЕВ: Мы стараемся фильтровать совсем очевидно ненужный материал. Мы стараемся на основе наших математических алгоритмов порекомендовать что-то релевантное конкретному человеку. Мы это делаем не на основе какого-то одного супер-алгоритма, их замешано очень много – порядка 10. Также у них есть какие-то вариации по группам, географии, социальным сетям. Они могут оперировать временем, которое юзер тратит на прочтение страницы. Там достаточно много параметров, описывать их скучно и нудно. Я люблю говорить, что это симфония алгоритмов, которые выдают юзеру какую-то мелодию контента.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько быстро происходит обучение?
С.ШАЛАЕВ: Всё зависит от действий юзера. Если он начинает активно взаимодействовать с приложением, то обучение проходит очень быстро. Если он пассивен, то какое-то время ему может показываться популярная информация по его возрасту. Например, мы обнаружили, что у мальчиков 14 лет и у мальчиков 34 лет популярное будет различаться в силу разных специфик, вплоть до того, что им будут нравиться разные женщины. Мальчикам в 14 лет нравятся женщины с огромной грудью, а мальчикам 34 лет нравятся женщины с натуральной грудью. Для юзеров из Питера и Москвы новостной поток будет абсолютно разным в силу того, что их интересуют разные вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь рассказать о том, как происходила эволюция проекта? Как я понимаю, он прошел несколько этапов, были моменты пивотов. Начав с того, что вы сделали копию StumbleUpon – западного проекта, вы пришли к копии Flipboard.
С.ШАЛАЕВ: Не совсем к копии Flipboard, потому что с Flipboard у нас разные принципы подачи контента. Мы посмотрели на Flipboard, StumbleUpon и множество других приложений и пришли к своему формату, который нас полностью удовлетворяет. Если раньше можно было с уверенностью сказать, что это клон StumbleUpon, то сейчас мы очень сильно отличаемся как от Flipboard, так и от StumbleUpon. У нас многое поменялось, когда мы перезапустили мобильные приложения и, реализовав там все наши идеи и гипотезы, нашли обратную связь от пользователей и осознали, что мы движемся в правильном направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, мобильное направление вам сейчас приносит всё больше.
С.ШАЛАЕВ: Да, но, к сожалению, нас осенью удалил Гугл. Недавно Гугл.Аналитикс наконец-то разродился у себя когортным анализом. Раньше мы меряли суммарное retention по всем устройствам, а отдельно по Андроиду не меряли, просто руки не доходили, сейчас у нас retention порядка 45-50% на Андроиде. Это значит, что большая часть юзеров к нам постоянно возвращается.
М.СПИРИДОНОВ: Что за история с удалением? Вас удалили за что-то?
С.ШАЛАЕВ: Нас удалили с формулировкой «нагота, просвечивающая через одежду», и это при том, что у нас стояло 18+. Какую-то эротику там было достаточно нетривиально найти, но Гугл написал нам, что приложение удалено за наготу, просвечивающую через одежду. Сколько бы мы ни общались с российским офисом Гугла, мы так в итоге и не получили от них никакой обратной связи.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, приложение вернули?
С.ШАЛАЕВ: Мы его просто перезалили. Для нас это игра в лотерею. Никакого формального ответа, никаких прозрачных правил игры мы от Гугла не добились. У нас были прецеденты с Apple, когда мы что-то делали не так, неправильно использовали какие-то модули в приложении, или там был какой-то контент, который требовалось удалить, нам из Apple так и писали, что здесь то-то и то-то сделано неправильно, а это лучше удалить в течение недели. Мы уточняли в support, там сидел живой человек, он давал каике-то пояснения, и конфликта не было. На мой взгляд, это нормальная прозрачная работа с разработчиками приложений. От Гугла мы, честно говоря, были в шоке, мы были удивлены таким подходом. У нас в компании было много фанатов Гугла, которые любили эту компанию, любили пользоваться его сервисами, но у нас поменялось отношение к ним.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь они ее прокляли?
С.ШАЛАЕВ: Не то чтобы прокляли. Основной лозунг Гугла «Don’t be evil!», а мы увидели абсолютно другой подход. По сути, Гугл в какой-то момент просто разрушил часть нашего бизнеса, не потрудившись объяснить, почему он это сделал, и как нам это исправить.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, ты не первый, кто рассказывает подобные истории. В этом смысле нельзя не вспомнить переживания насчет того, что государство фильтрует или как-то ограничивает работу тех или иных сайтов. В руках огромных сторов приложений, которые вырабатывают свои произвольные правила, в руках Гугла, Apple, Microsoft многое. Они порой занимаются волюнтаризмом. Это проблема, о которой я не в первый раз слышу и, возможно, она еще взорвется. Возможно, еще будут подвижки в том, чтобы сторы становились независимыми.
С.ШАЛАЕВ: Да, возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к вашему устройству. Сколько человек у вас работает?
С.ШАЛАЕВ: В районе 30, если брать со всеми фрилансерами, которые работают на нас более-менее постоянно.
М.СПИРИДОНОВ: Разработка занимает значительную часть?
С.ШАЛАЕВ: Да. Раньше она занимала около 80%, сейчас занимает около 60%. Сейчас у нас добавилось много сотрудников, которые занимаются аналитикой, документооборотом и другими вещами, которые не характерны для стартапа. Нас вряд ли уже можно назвать стартапом. Мы достаточно взрослая и состоявшаяся компания, и нам требуются сотрудники, которые бы поддерживали определенные процессы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы занимаетесь маркетингом?
С.ШАЛАЕВ: У нас внешнего маркетинга нет. Мы занимаемся внутренним маркетингом. Это значит, что мы анализируем всё, что происходит в нашем приложении, всё, что происходит с клиентами в B2B. Мы анализируем retention, анализируем, какие действия юзеров приводят к каким-то другим действиям.
М.СПИРИДОНОВ: Вы скорее занимаетесь продуктовой аналитикой, чтобы сделать какие-то выводы?
С.ШАЛАЕВ: Да, но мы называем это маркетингом.
М.СПИРИДОНОВ: Для того чтобы у вас тоже был маркетинг.
С.ШАЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как смотрят на происходящее ваши инвесторы? Вы пока еще зарабатываете немного. Они вас не торопят, не трясут?
С.ШАЛАЕВ: Я бы не сказал, что мы зарабатываем немного. Мы изначально хотели продавать эту технологию, но в какой-то момент мы обнаружили, что у СМИ сейчас лишних денег нет и, наверное, их не будет в ближайшие год-два. Мы решили, что допустим вариант интеграции нашей технологии, когда мы оставляем за собой право показать рекламу в блоке, который мы улучшали, и поделиться этими деньгами с площадкой, с учетом того, что основная идея – это B2B.
М.СПИРИДОНОВ: Что у вас сейчас происходит в отношениях с создателями контента? Насколько улеглась волна, которая была поднята какое-то время назад, когда был конфликт с Хабром, Sports.ru, LookAtMedia?
С.ШАЛАЕВ: Со Sports.ru никакого конфликта, по сути, не было, потому что мы с ними никогда не работали, они у нас никогда не были в паблишерах. Я не знаю, почему они перенервничали. С Хабром вроде все нормально. Про LookAtMe ничего сказать не могу. Мне кажется, что у Васи и Леши немного специфический подход к окружающему миру. Недавно они задолжали деньги порядка 60 своим сотрудникам. Я не готов комментировать, какие у нас отношения с LookAtMe.
М.СПИРИДОНОВ: Вы парсите страницы, вынимаете из них контент, удаляете рекламу, и паблишерами контента это часто воспринимается негативно. Сейчас они успокоились, хочешь сказать?
С.ШАЛАЕВ: Они особо не предъявляли нам претензий после того, как мы это сделали. У нас было несколько запросов от совсем небольших сайтов, из серии «Нам так не нравится», на что мы отвечали: «Ок! Хотите удалиться – удаляйтесь». Часть из них удалилась, часть из них осталась. Сейчас у нас нет претензий от паблишеров. Более того, мы всегда готовы рассматривать различные варианты сотрудничества, когда нас спрашивают, можно ли будет показывать их рекламу в их статьях. Мы в этом плане договороспособны. Мы всё это сделали, потому что нас очень сильно утомляет вся партнерская программа в плане раздачи трафика. Нам приходилось очень много общаться с паблишерами, нам приходилось им объяснять, чего нельзя делать, если они видят, что юзер пришел с Surfingbird, например, нельзя 10 раз показывать ему всплывающий баннер. Для нас это неприемлемо, потому что юзеры считают, что что-то пошло не так на нашей стороне. Мы не находили понимания даже в на первый взгляд вменяемых СМИ, которые себя позиционируют как newmedia или что-то типа того. Мы решили, что надо вынести за рамки проекта весь вопрос с трафиком и прекратить его раздавать. Прекратить его раздавать можно, упорядочив всё отображение страниц в единый для всех формат.
М.СПИРИДОНОВ: Вы стали забирать тексты и картинки и ставить внизу небольшую ссылку на источник.
С.ШАЛАЕВ: Да. Картинки мы не стали вставлять, они вставляются в верстку, мы их не храним, на всякий случай.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько источников контента находится в вашей базе?
С.ШАЛАЕВ: У нас прошлой осенью было 2000 каналов, мы разработали методологию внутри себя, как нам эти каналы каждый месяц аттестовывать, чтобы мы могли понимать, нужны ли они аудитории, находят ли они какой-то позитивный отклик при прочих равных. В итоге, мы сократили их число до 400.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно понимаю, что не каждый может оказаться у вас.
С.ШАЛАЕВ: Да. Во-первых, может оказаться не каждый. Каждый день к нам сваливается около 4 заявок с вопросом о том, можно ли у нас создать канал. Очень часто мы отказываем.
М.СПИРИДОНОВ: Канал может создать сайт, блог?
С.ШАЛАЕВ: Да, сайт, блог, видеоблог, его может сделать любой человек, у которого в руках оказывается RSS его собственного сайта, блога, видеохаба и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Подходите к вопросу вы с точки зрения вашей оценки целесообразности и ценности контента?
С.ШАЛАЕВ: Мы вначале оцениваем контент визуально. Мы можем дать шанс этому источнику, но через месяц он должен будет пройти аттестацию по набору наших внутренних метрик. Если он не проходит эту аттестацию, мы его удаляем. Бессмысленно рекомендовать юзеру что-то изначально не очень хорошее.
М.СПИРИДОНОВ: Что сейчас получает паблишер, оказываясь в вашей базе? Трафик, наверное, не очень велик.
С.ШАЛАЕВ: Да, он не очень велик. Он получает дополнительный канал дистрибуции контента. Я видел опрос в одной группе «Откуда вы узнали о нашем сайте?», и там было несколько вариантов ответов, и на третьем месте был ресурс Surfingbird. Многие думают, что если человек узнает о сайте и начинает читать его на Surfingbird, то он больше не ходит на Газету.ру или Ленту.ру. Конечно, это не так. Человеку просто удобно читать какие-то материалы именно в Surfingbird, но он может ходить на Газету.ру и читать комментарии, которых у нас нет.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, вы являетесь мегадайджестом с полуавтоматической сортировкой и выборкой?
С.ШАЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы вручную контролируете поступление новых источников контента, но дальше они ранжируются автоматически в зависимости от user-experience.
С.ШАЛАЕВ: Да. Например, когда я читаю TJournal или Siliconrus, я иду по ссылке, чтобы почитать комменты, потому что комментарии мы не подтягиваем, в этом нет никакого смысла.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы видите состоятельных в смысле потенции побороться с вами конкурентов в Рунете?
С.ШАЛАЕВ: В Рунете, честно говоря, не видим.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Меня это тоже удивляет. Действительно, когда говоришь о подобных агрегаторах, на слуху только Surfingbird, и больше никого в Рунете.
С.ШАЛАЕВ: Не знаю, почему. Для меня это дико странно, потому что на Западе огромное количество таких сервисов. Есть агрегаторы видеоблогеров, рецептов, лекал для вышивки и так далее. Тема классифайда, агрегаторов очень прикольная. По сути, не нужно владеть собственным контентом, нужно просто уметь его агрегировать, сортировать и правильно работать с мета данными, которые доступны в этой сфере.
М.СПИРИДОНОВ: Почему этого не делают другие непонятно?
С.ШАЛАЕВ: Ответа, почему это не делают в России, действительно нет. Наверное, можно привести в пример Рамблер Новости и Новости Мейл.ру. Новости Мейл.ру – это тоже агрегатор контента, по сути, только там он совсем новостной. У нас встречаются фотографии и котики.
М.СПИРИДОНОВ: У вас скорее развлекательный контент, как мне кажется.
С.ШАЛАЕВ: У нас новостно-развлекательный. Мы стараемся, чтобы новостная повестка в отношении остального контента занимала 20%.
М.СПИРИДОНОВ: Есть статистика по тому, какие категории и направления более посещаемы?
С.ШАЛАЕВ: Да, и всё достаточно банально. Это фото, видео, юмор, дальше идут дизайн, арт, новости.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не назвал эротику.
С.ШАЛАЕВ: Эротика, на удивление, даже не входит в ТОП-10. Мне казалось, что она должна быть на пятом месте, но каждый раз, когда мы пересчитаем статистику, для меня становится большим откровением, почему эротика не входит в ТОП-10.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это действительно странно, особенно учитывая то, что проект развлекательный и, казалось бы, в эту сторону он уклониться мог бы. Если не говорить о России, то какие западные аналоги и подобные проекты тебе кажутся интересными?
С.ШАЛАЕВ: Мне кажутся интересными Flipboard, Pulse Me, правда, после того как его купил LinkedIn он превратился в какое-то зомби. Есть еще Мус 360, который делают русские чуваки, но в России он особо не работает.
М.СПИРИДОНОВ: Приложения типа Feedly или Pocket уже не про это?
С.ШАЛАЕВ: Feedly – это агрегатор Rss, где ты сам каждую Rss набиваешь руками, хотя они тоже стали давать рекомендации. В Pocket тоже есть рекомендации. Я иногда сохраняю что-то в Pocket, если есть кнопка на сайте. Я не могу сказать, что мы напрямую конкурируем с Pocket.
М.СПИРИДОНОВ: Делишь ли ты как-то для себя типы агрегаторов контента, RSS-каналов? Есть ли у тебя внутренняя систематизация этого всего?
С.ШАЛАЕВ: Да, есть. Есть классические агрегаторы RSS-потоков, рекомендательные системы. Например, Flipboard вначале спрашивает о базовых интересах и только потом начинает что-то предлагать. В том же Feedly нужно взять и подписаться на какие-то RSS-каналы самостоятельно. Также есть сервисы отложенного чтения типа Pocket и Readability и прочие, и есть еще взаимные комбинации этих сервисов. Они периодически друг у друга что-то подглядывают. Flipboard может подсмотреть что-то у Pocket. Feedly может подсмотреть что-то у Flipboard. В итоге, они друг друга дополняют и становятся в некоторых местах, разделах и интерфейсах идеологически друг на друга похожи.
М.СПИРИДОНОВ: Думаете ли вы сами о том, чтобы рано или поздно оказаться на Западе?
С.ШАЛАЕВ: Мы думали идти на западные рынки с B2C-сервисом, а не приложением, но сейчас мы видим, что гораздо перспективнее туда двигать туда наш B2B-сервис. Мы видим, что в нем есть необходимость среди издательских домов, СМИ и блогеров, у которых есть автономные блоги. Мы собираемся идти туда, возможно, этой осенью. Это во многом зависит от экономической обстановки в России, от того, какой она будет осенью, переживем ли мы лето.
М.СПИРИДОНОВ: Я не уловил информация про B2B-сервис. Он не монетизируется, вы за него деньги не берете?
С.ШАЛАЕВ: Я сказал, что он пока не монетизируется.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, вы даете демо-версию?
С.ШАЛАЕВ: Да. Монетизация будет через рекламную модель, когда мы оставляем за собой право показать одну из рекомендаций, оплаченную кем-то. Мы пропагандируем Native Advertising. У нас есть клиент Лайфхакер по B2B-тематике, и мы просто под статьей можем в какой-то момент вывести рекламную статью, например, 6 лайфхаков, как научиться не пропускать тренировки, или 10 советов, как подобрать экипировку для бега. У этих статей будет спонсор Nike, статьи будут вести на ресурс, который принадлежит Nike, на сайт бренда, который они продвигают. Это Native Advertising, который сейчас популярен на Западе и который пока слабо развит в России. Это наша модель монетизации в B2B.
М.СПИРИДОНОВ: Определенных планов по Западу пока нет?
С.ШАЛАЕВ: Пока нет. Мы изучаем рынки, на которые можно выйти. Возможно, это будут Турция или Бразилия, потому что у нас есть там партнеры, с которыми мы сможем сотрудничать и делить офис, клиентов и локальных партнеров.
М.СПИРИДОНОВ: Когда мы говорили о распределении аудитории, я не уточнил о распределении между вебом и мобайлом. Можешь назвать эти цифры?
С.ШАЛАЕВ: Процентное соотношение 60:40. 60% - это мобайл, 40% - это веб.
М.СПИРИДОНОВ: Динамика идет в сторону мобайла?
С.ШАЛАЕВ: Да, конечно. Я думаю, что через несколько лет не будет никакого деления на веб и мобайл, интернет будет просто интернетом. Сейчас его активно пытаются поделить на мобайл и немобайл. На самом деле, не стоит этого делать, потому что телефоны становятся всё больше и больше в плане экранов и возможностей, и делать с помощью них можно огромное количество вещей. Мне кажется, что через несколько лет будет бессмысленно делать эту градацию.
М.СПИРИДОНОВ: Не соглашусь. Во-первых, есть ограничения. Телефон может быть планшетофоном, и-то это скорее уменьшенная версия планшета, а сам телефон в большинстве случаев будет оставаться размером с ладонь, и экран будет размером с ладонь, следовательно, особо много там не почитаешь, и большие картинки не посмотришь.
С.ШАЛАЕВ: Есть тот же самый Instagram. Люди смотрят в нем картинки, и всем нравится, а тебе, понимаешь ли, не нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Я в этом не одинок.
С.ШАЛАЕВ: Мне кажется, что ноутбуки и стационарные компьютеры уйдут в прошлое и будут использоваться только работниками IT, они будут использоваться только по работе. Во всё остальное время будет использоваться планшет или телефон. Сейчас Smart TV – это огромный пласт, через который потребляется контент. Ivi недавно заявляло, что Smart TV – это огромный сегмент роста, а по сути, Ivi – это онлайн-сервис. Ты подключаешься к нему и смотришь стриминг. Имеет ли смысл делить на мобайл, Smart TV и прочее?
М.СПИРИДОНОВ: Я считаю, что имеет, поскольку каждая платформа различается. Дело не только и столько в величине экрана, сколько в разных паттернах. Smart TV – это развлечение. Можно пытаться там подсовывать что-то другое, но это довольно сложно. Smart TV – это умный телевизор, про что и говорит название. Ты валялся на диване, переключая каналы пультом, а сейчас ты валяешься на диване и переключаешь приложения пультом. Это некий поведенческий паттерн. Другой поведенческий паттерн – это когда тебе нужно активно работать с контентом, и вообще ты занят чем-то созидательным, и это требует наличия клавиатуры и желательно мыши. Ноутбук, стационарный компьютер в работе более удобны. Также есть другой паттерн – это смартфон, который всё время в кармане, ты вынул его на автобусной остановке, полистал минутку, потом почитал в машине немного. Следующий паттерн – это планшет, он близок к смартфону, но всё-таки эта штука нужна скорее для потребления контента. Я сейчас рассказываю очевидные вещи, и ты их знаешь. Эти паттерны влияют на поведение пользователей, на их покупательскую способность, время сессии, и из этого можно делать определенные выводы, поэтому деление имеет смысл.
С.ШАЛАЕВ: Возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Наше время подходит к концу. Вроде как мы рассмотрели тему с разных сторон. Традиционно в конце программы предлагаю высказать мысли, если вдруг они не были сказаны, а они кажутся интересными. Если всё сказано, то будем ставить точку.
С.ШАЛАЕВ: Мне кажется, мы всё обсудили.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда на этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель рекомендательного сервиса Surfingbird Сергей Шалаев. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!